Фестиваль "Киностан" в Бишкеке и на Иссык-Куле

Светлана Хохрякова
Культура, N35, 06.09.2007, с. 12

Среднестатистический киргиз ходит в кино один раз в 20 лет. В Киргизии более 30 лет не было кинофестивалей. Впечатляющие цифры. Года два назад посетивший Бишкек иранский режиссер Мохсен Махмальбаф сказал, что на возрождение киргизского кино в обозримом будущем рассчитывать не стоит. И вдруг впритык друг к другу народились тут сразу два кинофестиваля, оба амбициозные.

Первый - авторского кино "Киностан", бюджет которого не превышал 30 тысяч долларов. Второй - более помпезный и материально обеспеченный, примерно четырьмястами тысячами долларов - I Иссык-Кульский кинофестиваль стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества. Его президентом станет Чингиз Айтматов. И хоть собирался этот еще предстоящий фест в более чем сжатые сроки, за три месяца, предполагает сразу четыре пространные программы полнометражного игрового, короткометражного, документального и научно-популярного кино.

"Киностан" же открылся Днями российского кино. Из Москвы в Бишкек прилетела благодаря стараниям Конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии и поддержке Минкультуры РФ небольшая делегация - представлять картины "Изгнание" Андрея Звягинцева, "Свободное плавание" Бориса Хлебникова, "Требуется няня" и "Ничего личного" Ларисы Садиловой. Добирались с мытарствами, бесконечно объясняя в аэропорту Шереметьево, что за груз везем. А потом, слава богу, нашлась представительница таможни, оказавшаяся поклонницей кино Ларисы Садиловой (ей нравится ее "не попсовое кино", пришла даже специально посмотреть на Ларису), и дело пошло. А уже в Бишкеке молодой ее коллега крайне удивился, что кино бывает на пленке и возят его в больших коробках, пропускал его на территорию своей независимой страны с недоверием. Публике понравилось все, что привезли, возникала масса вопросов, ностальгических разговоров. Но зритель в Киргизии, конечно, от кино отвык.

Пригласили на "Киностан" и целую группу фестивальных отборщиков из Гетеборга, Нанта, Роттердама, приехал самый знаменитый из них - каннский - Жоэль Шапрон. Всем интересна новая территория и малоизвестное кино. Его, к слову, в Киргизии снимается крайне мало. В этом году - три картины, и это прогресс, бывало, что и одна считалась роскошью. Один из американских гостей добирался в Бишкек с пятницы по понедельник с пересадками в Нью-Йорке, Лондоне, Тбилиси. И сами устроители оказались настоящими энтузиастами. А началось с того, что собралась небольшая компания во главе с режиссером Актаном Арымом Кубатом, больше известным под именем Актан Абдыкалыков ("Культура" не раз писала о его картинах) и прежде всего благодаря его фильму "Бешкемпир" (лауреат Локарно). Образовалась группа "10+" (десятка уже сформировалась как костяк, а остальным - вход открыт). Разработала программу развития кинематографа своей страны и теперь пункт за пунктом ее выполняет. Девиз "Мы хотим и будем снимать кино!". Среди целей - явить миру 10 шедевров кино, завоевать свою нишу в мировом кинематографе, превратить Киргизию в территорию авторского кино. Далее - список того, что будет в перспективе, включая сеть кинозалов, киношколу, современную кинофабрику (нынешняя территория "Киргизфильма" производит не самое радостное впечатление), а также свой международный кинофестиваль авторского кино. И он случился. Показали свое кино. Все эти фильмы запечатлели доблестную милицию, героев, вышедших из тюрьмы, наручники на их руках, словно никакой иной жизни и не существует. Явно не хватает культуры кадра, ярких актерских работ (актеры существуют словно на театральной сцене, многое делают на экране чрезмерно наигранно). И это неизбежно при той ситуации, что сложилась в киргизском кино. Снимается его мало, люди растренированы, не имеют навыка работы на съемочной площадке. Бедность тоже дает о себе знать. От кино не должно нести нищетой, даже если оно авторское и низкобюджетное, это уже вопрос кинематографической культуры. Словом, путь предстоит серьезный и трудный. Но желание вырваться из той пропасти, в которой оказались кинематографисты, так велико, люди буквально задыхаются от недостатка работы, общения, инициативы. Они, как дети, радуются любым предложениям извне. Приемлемый бюджет в киргизском кино - 200 тысяч долларов. В России на миллион еле-еле сводят концы с концами. Разве что фильм "Пыль" был снят за 3 тысячи, а в прокате, говорят, собрал около

30 тысяч, так что вполне может считаться самым успешным нашим проектом. Представленный на "Киностане" проект молодого казахского режиссера Рустема Абдрашева, всего-то второй в его послужном списке после "Острова возрождения", - "Лоскутное одеяло" - добротная работа, сделанная в редком для Казахстана жанре комедии, если угодно, это своего рода ответ нашумевшему "Борату". Отличные диалоги, мягкий, не резкий юмор, и перед нами жизнь страны, показанная на примере житья-бытья скромных деревенских людей, окруженных целым сонмом домашних и диких животных: тут ишак, разукрашенный в зебру, свиньи, лошади и даже беркуты. Красота на экране необыкновенная, но при этом ни капли красивости. Одна только изморозь на стоге сена чего стоит. Этнографичность присутствует, но не доведена до абсурда.

Дарежан Омирбаев показал современную казахскую версию "Анны Карениной", события которой происходят в Алма-Ате. Это уже не первый его опыт такого рода. С Чеховым он год назад поступил точно так же.

Российская делегация принимала участие в разговоре о состоянии дел в российском кино. А Россия, надо сказать, своими показателями и цифрами в области кинопроизводства собратьев по СНГ просто убивает. Принимал участие в беседе и Жоэль Шапрон. В итоге речь зашла о судьбах всех наших кинематографий. Понятное дело, что любая страна "продается" посредством кино. Миллионы людей во всем мире полюбили и узнали Париж благодаря французским фильмам. А о Киргизии, как и об иных наших республиках, в той же Европе понятия не имеют. Между тем природные возможности тут уникальны, снимай и снимай - горы, Иссык-Куль. Но надо довести всю эту информацию до людей, а для этого необходим грамотный менеджмент, а значит, и средства. Для неизвестной страны нужен хит, который и откроет ей путь, как было это с югославским кино, которое стали смотреть благодаря Кустурице. Хит проложит дорогу, а потом ее надо расширять за счет новых фильмов. Только так можно привлечь интерес к центральноазиатскому кино в мире. Удивительно, конечно, что такого рода разговорам не было конца, и это на берегу прекраснейшего Иссык-Куля. Кинематографисты не умеют предаваться ничему иному, все они заложники своей профессии. К примеру, все время спорили о том, может ли именно авторское кино стать той самой точкой прорыва или нет. Мнений масса. Главное, что необходимы, как сказал один из устроителей фестиваля Толонду Тойчубаев, чемпионы, которые бы и стали тем локомотивом, что потащит новые начинания вперед. И такие люди есть, а то ведь только у нас в России отношение к киргизам из серии "Понаехали тут!". А почему бы не сказать: "Понастроили, понаподметали!" Гастарбайтер из Центральной Азии - примета Москвы. Наконец-то и его положение и незавидная жизнь стали хоть как-то волновать и нас. Борис Хлебников, уже сделав документальную картину о таком герое, отправляющемся на заработки из Белоруссии в Москву, приступает к съемкам игровой картины на ту же тему. А киргизские кинематографисты, хоть и смотрят в сторону западных фондов и фестивалей, надеются и на то, что Россия обратит на них внимание. Копродукция тут - просто мечта жизни.

Материалы предоставлены
агентством WPS.