Буша упрекнули в порочащих его контактах
Война в Ираке была не единственной внешнеполитической проблемой Белого Дома, приведшей к небывалому за последние десятилетия поражению республиканской партии на промежуточных выборах в конгресс. У оппонентов президента Буша были и другие причины для резкой критики в его адрес. Речь идет об очевидных противоречиях между провозглашенной нынешней американской администрацией «Национальной стратегией по международной борьбе с клептократией» и отношениями, установленными Вашингтоном с иностранными лидерами, снискавшими репутацию коррупционеров.
За два дня до промежуточных выборов в США в газете «Нью-Йорк таймс» появился сенсационный материал, который вряд ли стал «праздником на улице республиканской партии». Статья Рона Стодгхилла была посвящена ставшему за последние годы уже печально знаменитым судебному делу о коррупции, находящемуся в производстве суда Южного федерального округа Нью-Йорка и известному под именем «казахгейт». Журналистское расследование, занявшее четыре полосы одной из самых влиятельных американских газет, известной cимпатиями к демократической партии, читается как сценарий триллера. Его главные герои американский банкир и президент Казахстана.
Первый Джеймс Гиффен, который вот уже почти четыре года находится под арестом. Второй Нурсултан Назарбаев, который второй десяток лет продолжает руководить страной. В феврале 2007 года «федеральная прокуратура США в Манхэттене готовится начать судебное разбирательство крупнейшего в истории США обвинения в международной коррупции, когда-либо выдвигавшегося против американского гражданина», пишет Стодгхилл и продолжает: «Джеймс Гиффен, консультант казахстанского правительства, обвиняется в переводе в адрес г-на Назарбаева и руководителя нефтяного ведомства этой страны свыше 78 млн долл.». Деньги выплачивались за доступ американских компаний к нефтяным запасам Казахстана.
Все эти сведения не новы. Сенсацией выглядит информация о том, что «в этом уголовном деле г-н Назарбаев назван как соучастник, против которого еще не возбуждалось уголовное дело». До сих пор в публикациях на тему «казахгейта» и организованных в прессу утечках казахстанские руководители, проходящие по делу фигурантами, были зашифрованы под аббревиатурами «КО-2» (Назарбаев) и «КО-1» (экс-премьер Нурлан Балгимбаев).
Пафос статьи заключается в стремлении показать, насколько сомнительно выглядят усилия администрации Буша в борьбе с коррупцией за рубежом. «Многие американские президенты принимали у себя подозрительных зарубежных лидеров, но замешанность Назарбаева в федеральном уголовном расследовании делает его не совсем обычным представителем этой компании», отмечает Рон Стодгхилл. «Я не могу назвать лидера столь же коррумпированного, как Назарбаев, цитирует газета Джонатана Винера, бывшего заместителя помощника госсекретаря США в администрации Клинтона. Нам было известно об его коррумпированности, по крайней мере последние 15 лет, сообщала нам об этом наша собственная разведка».
Согласно другой точке зрения, приведенной в статье, «г-н Назарбаев, конечно, неоднозначная личность, но так уж устроен наш мир». «Если бы США дистанцировались от стран с подмоченной репутацией в области соблюдения прав человека, а также деятелей с дурной репутацией, мы бы уже давно канули в Лету», утверждает научный сотрудник Института Катона Джерри Тейлор. «В тот самый день, когда Гиффен предстанет перед судом, с Назарбаевым как политиком будет покончено», считает Ринат Ахметшин, директор Евразийского института в Вашингтоне, поддерживающего оппонентов казахстанского президента.
Впрочем, начало суда по делу «казахгейт» откладывалось четыре раза в течение двух лет и не исключено, что будет откладываться и впредь. При этом обвинения в коррупции на постсоветском пространстве вовсе не так уж смертельны для карьеры лидеров. Следовательно, у президента Казахстана, возглавляющего ныне СНГ, есть еще шансы.