«Семипалатинск» или «Семей»? Несколько слов к истории названия одного города

Юлия Гужвенко (Барнаул)
Фергана.Ру, 27.08.2007

16 июня 2007 года в ходе совещания актива Восточно-Казахстанской области, которое состоялось в Семипалатинске, глава Казахстана Нурсултан Назарбаев внес предложение о переименовании города в Семей. Через несколько дней в ходе внеочередной сессии городского маслихата (совета) депутаты единогласно проголосовали за переименование города Семипалатинска в Семей. Комиссия по ономастике также поддержала предложение главы государства о смене названия города на казахское, свое одобрение высказали и присутствовавшие на сессии аксакалы города и члены общественных организаций.

Уже 21 июня вышел указ президента, подтверждающий принятое решение. Свое предложение о переименовании глава государства, в частности, объяснил тем, что его нынешнее название вызывает у людей отрицательные ассоциации, связанные с действовавшим в этом регионе в течение сорока лет (1949-1989 гг.) Семипалатинским ядерным полигоном. По этому поводу президент заметил, что прямая ассоциация между названиями города и полигона отпугивает иностранных инвесторов, которые боятся плохой экологической обстановки, а также потенциальных туристов. Новое название, по мнению президента Казахстана, должно способствовать повышению роли казахского языка и государственности.

Предыстория

В 1718 году на правой стороне реки Иртыш, в низком, окруженным песчаными горами и сосновым лесом, месте была построена крепость Семипалатная. В связи с тем, что место для крепости было выбрано неудачное, как в военном, так и в санитарном отношении, то решено было перенести её несколько выше по течению реки. Крепость была перестроена в 1776 году в шестнадцати верстах от места, где находились семь так называемых Чудских палат - разрушившийся культово-жилищный комплекс ойратов XVII века, известный в русских источниках того периода как «каменные мечети». Состоял комплекс из семи зданий («палат»), сооруженных из сырцового кирпича и каменных блоков с деревянными конструкциями перекрытий1. Отсюда и название - Семипалатинск.

Город-крепость, а затем и город Семипалатинск, являлся одним из опорных пунктов в продвижении Российской империи на юг и обеспечении безопасности сибирских поселенцев от кочевников. Благодаря своему выгодному положению на рубеже со Средней Азией, Семипалатинск издавна считался крупным центром русско-казахско-китайской торговли и был отмечен на всех картах Азиатской России. В 1854 году Семипалатинск стал центром образованной Семипалатинской области. В советский период с 1936 года Семипалатинск стал областным центром соответствующей области Казахской ССР.

История советского периода принесла городу всемирную славу, благодаря действовавшему в некотором удалении от Семипалатинска с 1949 по 1989 гг. ядерному полигону. Кроме того, в городе действовал Семипалатинский мясокомбинат по производству и обработке мясных изделий высокого качества. Семипалатинская область в едином народно-хозяйственном комплексе страны занимала значительный удельный вес как область развитого животноводства, по праву считалась аграрным регионом. Более того, город имеет самую выгодную сеть транспортных коммуникаций: железнодорожную (Турксиб), воздушную, речную и автомобильную, соединяющую его с населенными пунктами не только Казахстана, но и России, Средней Азии и Китая. Семипалатинск всегда был и остается крупным культурным и духовным центром. Именно здесь учились великий мыслитель, казахский писатель и просветитель Абай Кунанбаев, писатель Мухтар Ауэзов, первый президент Академии наук Казахстана Каныш Сатпаев и другие заслуженные люди.

С 1997 года город потерял статус областного центра в связи с упразднением Семипалатинской области и включением ее в состав Восточно-Казахстанской области. Это существенно отразилось на экономическом положении города, который постепенно пришел в запустение, в то время как все экономические ресурсы были направлены в Усть-Каменогорск.

В чем причина?

Администрации города и президенту нужно было руководствоваться очень значимыми аргументами, чтобы принять решение о переименовании города. Доводы президента выглядят недостаточно весомыми.

Мысль о том, что название города, которое затем распространилось на ядерный полигон, в настоящее время отпугивает потенциальных инвесторов и туристов, на наш взгляд, не совсем правомерна. Город, несмотря на свое трехвековое прошлое, не представляет особого интереса для туристов. После обмеления Иртыша семипалатинцы предпочитают выезжать для отдыха на озеро Алаколь либо в курортную зону в Бухтарме, на водохранилище Шульбинской ГЭС и так далее. Архитектурных памятников в городе осталось не очень много, к их числу относятся мечети, Воскресенский храм, Ямышевские ворота (XVIII в.). На месте старой Семипалатной крепости не осталось каких-либо сооружений, только заброшенная деревенька, в которой ведут раскопки местные археологи-волонтеры.

Хозяйственная специализация города и бывшей Семипалатинской области такова, что здесь сконцентрированы в основном предприятия обрабатывающей промышленности; область объективно не является привлекательной для зарубежных инвестиций. В настоящее время экологическая ситуация в г.Усть-Каменогорске хуже, чем в бывшей Семипалатинской области, тем не менее, иностранные инвестиции по-прежнему привлекаются в предприятия по переработке цветных металлов Усть-Каменогорска.

Представляется, что истинные мотивы переименования города лежат в иной, политической плоскости. Для чего нужно было зачеркивать многовековую историю Семипалатинска и давать ему ничего не значащее название? На постсоветском пространстве переименование города не редкое явление, но в большинстве случаев мотивом является восстановление исторической справедливости. Семипалатинск - город-крепость и здесь такой необходимости не было. Чем он может быть известен сейчас?

В русскоязычных СМИ высказывается мнение, что это был сигнал властей казахским национал-патриотам в канун парламентских выборов. Тем самым Нурсултан Назарбаев подтверждает неизменность курса на строительство казахского государства, давая понять, что процесс дерусификации будет продолжен. Тем более что Семипалатинск негласно считался центром назарбаевской оппозиции, даже после отстранения Кажегельдина. Привлечь на свою сторону семипалатинских националистов, нивелировать опасность сепаратистских настроений - все это могло стать причиной переименования в Семей. Возможно, следующими кандидатами на переименование могут стать Уральск, Петропавловск, Павлодар и другие города с историческими русским названиями.

В постсоветский период, благодаря миграции из сел в город, социо-культурный облик Семипалатинска значительно изменился. Около 60 процентов жителей города являются выходцами из сельской местности2, то есть, носителями традиционной казахской культуры, которые привнесли стандарты жизни в сельской местности и казахскоязычного социума в городскую среду. Поэтому предложение президента о переименовании города было достаточно доброжелательно принято местными жителями. Однако в среде интеллигенции возник ряд вопросов - чему же теперь учить младшее поколение, ведь, несмотря на экономический упадок, у Семипалатинска была его многолетняя история, память о том, что на этой земле вырос Абай и так далее. С чем теперь будет ассоциироваться город?

Простых обывателей более всего интересует, нужно ли менять документы, останутся ли льготы у семипалатинских жителей. Пока все эти вопросы повисли в воздухе, и вразумительных ответов население не получило.

Стоит только надеяться, что после смены названия города потенциальные инвесторы, действительно, перестанут бояться плохой экологии и деньги в бывшую Семипалатинскую область потекут рекой. А население найдет новые исторические корни и память.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1Андреев И.Г. Описание Средней Орды киргиз-кайсаков. Алматы, 1998. С.251

2По данным исследований Центра социального мониторинга и прогнозирования СемГУ в Семипалатинске в 2004 г.


Автор Комментарий
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

вы еще руку  вперед вытяните ваши слова напоминают 39 год!

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Семипалатинск является одним из самых древних городов Казахстана, он имеет богатую историю, он заслужил продолжение своего существование с историческим названием. И не имеет смысла то что является ли название Семей казахским словом а Семипалатинск нет. К томуже и Семей не как непереводится помоему и это ни с чем несвязанное слово. Я лично против, и продолжаю называть себя и всех граждан Семипалатинцами - это звучит гордо!!!

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

если бы не Российская импери были бы сейчас провинцией китая и называлась бы Казь Ахь Стань, и выращивали бы рис! не стоит забывать что сами попросили защиты!

 
Я! (не проверено)
Аватар пользователя Я!.

А я против этого всего!!! Зачем переименовывать города с историческими названиями?! Ведь в одном названии вся история, богатая событиями!!! А теперь это "ничто"! Семипалатинск знает каждый, а Семей только в Казахстане. Раньше жителей называли "Семипалатинцы!" звучит гордо, а теперь какие-то Семейчане, такие слова даже не известны в словарях. Семей ничем не славится, как Семипалатинск! И вообще пусть вернут правый берег Иртыша России!!!

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

билге каган естеми каган кюльтегин тонюкок кутлуг каган царицы томирис зарина шингисхан и тамерлан все они наш общии предок

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

атилла наш предок

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

мы казахи потомки ариицев и скифов европоеидов и это доказона историей и славяне и тюрки и индусы и индеицы и германцы то же ариицы у нас общии предок но мы казахстан за здоровую конкуренцию с россией.

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

я за хотя я русский

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

мы народ казахстана единная нация казахов и все кто живет в казахстана казахи с рускими и другими корнями и ничто не должен разделять нас а поповоду переименования мы рады этому и имеем право на это пусть россия и все остальные заткнуться и только за переименования уральска петропавловска павлодара и усть каменогорска по своему и ничто и кикто не должен препятсвовать этому мы единная нация казахов стремимься превратиться в су3персовременную нацию и это наш путь и переименования и казахский язык это фундамент для этого а все этносы должны согласится с этим и это с их стороны сигнал о том что они прнимаеть эту истину что мы одна нация и ядро этой нации коренные казахи и это обсуждению не подлежить