Посол Республики Казахстан в России Нуртай Абыкаев - об итогах выборов в нижнюю палату парламента Казахстана

Юрий Золотников
Российская газета, 24.08.2007, с. 8

В Казахстане в минувшую субботу прошли выборы в нижнюю палату парламента - мажилис. Их итоги в беседе с корреспондентом "Российской газеты" комментирует Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Российской Федерации Нуртай Абыкаев.

Неожиданностей на этих выборах не было. Лидер предвыборной гонки - "Нур Отан" собрала подавляющее большинство голосов - 88 процентов. Но других результатов никто и не ожидал: партия, лидером которой является президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, как говорится, была обречена на победу.

Авторитет президента - фактор, безусловно, доминирующий. Но при этом особая роль принадлежит и "Нур Отану". Президентская партия является проводником идей своего лидера, и надо отдать ей должное. Работа была проведена колоссальная. И мы понимаем, что популярность партии среди избирателей- это еще одно проявление популярности президента.

"Нур Отан" займет места в парламенте именно в силу того, что ее программа - это, по сути, программа президента. Но теперь и это тоже идея главы государства, задача сегодняшнего дня, всей конституционной реформы - возложить реальную ответственность за принимаемые решения на партии, которые утверждают их в парламенте. А это, поверьте, не так просто сделать.

Наверное, в силу того, что делегируемая ответственность временами напоминает мяч на футбольном поле, который спешат отпасовать другому игроку в опасении промахнуться по воротам перед зрителями, собравшимися на стадионе.

Примерно так. Но тем не менее "Нур Отану" придется этот "мяч" принять и вести до следующих выборов. У Джорджа Оруэлла есть достаточно справедливое высказывание: "...власть никогда не захватывается для того, чтобы от нее отказаться. Власть - не средство, она - цель". Но не самоцель. И по-настоящему легитимной и сильной она может быть только, когда ее поддерживает народ, когда ты работаешь для народа, и народ это видит и ценит. Вот это и есть успешная демократия. Партии при этом неизбежно трансформируются в конкурирующие команды управленцев. И тот, кто справляется со своими обязанностями лучше, получает власть.

А нынешняя "гармония" эффективности власти легко проверяется "алгеброй" экономики.

Назову всего несколько цифр. Только в 2007 году валовой внутренний продукт на душу населения увеличится по сравнению с 2004 годом более чем в 2 раза и будет в 10 раз больше, чем в середине 90-х годов. Его ежегодный рост составляет 9-10 процентов. Но и без этой статистики видно, что люди стали жить лучше. И они, естественно, связывают это и с президентом, и с его партией "Нур Отан".

Ну а что же при нынешнем раскладе сил будет делать оппозиция? Какая роль достанется ей?

Не менее ответственная, поскольку демократия и развитие общества невозможны без политического оппонирования, без постоянной общественной дискуссии. Вот только оппозиция должна быть конструктивной и ответственной, действующей в рамках Конституции. Это обязательное условие. Прежде всего для эффективного функционирования самой власти, эволюционного пути развития, который выбрал для себя Казахстан.

В России внимательно следят за социально-экономическими преобразованиями, идущими в Казахстане. И все же практически для всех политологов решение Нурсултана Назарбаева уступить значительную часть президентской власти парламенту было во многом неожиданным. Оно в чем-то даже противоречило тем традициям единоличного правления, которые всегда были сильны на Востоке.

Как человек, проработавший немало лет рядом с нашим президентом, считаю его решение вполне закономерным. Президент вообще очень последовательный человек. Для него задача укрепления государства, его устойчивости и управляемости, что невозможно без развития демократии, всегда была приоритетом. И политические реформы для нашего лидера никогда не были самоцелью. Они должны были сопровождать и поддерживать экономические преобразования. И когда последние стали в Казахстане необратимыми и даже, более того, по темпам начали опережать ход социально-политического развития, собственно, и было предложено перейти от президентской формы правления к президентско-парламентской.

И прошедшие выборы в мажилис - это как бы первый шаг в политической реформе. И, судя по всему, шаг достаточно удачный.

Хотел бы заметить, что шагов по этому пути было сделано в Казахстане уже немало. Поэтому я не стал бы абсолютизировать значение выборов, хотя они, безусловно, очень важны и сами по себе, и как составляющая всего комплекса реформы.

Прежде всего можно констатировать, что сегодня избирательное законодательство Республики Казахстан в основном соответствует всем международным стандартам демократических выборов. А главное - строго соблюдается всеми участниками избирательного процесса. Во-вторых, страна получила стабильную политическую систему. В-третьих, конституционно закреплены прерогативы и полномочия президента, срок, на который он избирается. В-четвертых, у нового состава нижней палаты, который теперь, кстати, расширен, появится возможность давать согласие на назначение премьер-министра республики, а также большинства министров, то есть фактически формировать правительство. Наконец, в-пятых, параллельно идет и предоставление более широких полномочий местным представительным органам, где одновременно также прошли выборы. Но это всего лишь основные пункты реформы. Поле ее деятельности значительно шире.

Надо полагать, что столь успешно прошедшие выборы, о чем уже успели сказать многие международные наблюдатели, увеличат шансы Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году? Ведь уже через три месяца этот вопрос будет рассматриваться в Мадриде на встрече министров иностранных дел этой организации.

Я меньше всего склонен проводить какую-то связь между этими двумя событиями. Выборы - это наше, исключительно внутреннее дело. Выбор сделан гражданами Казахстана, и никакие международные наблюдатели не могли и не должны были на него влиять. В нынешнем демократическом формате они прошли бы в любом случае, вне зависимости от отношения к моей стране в ОБСЕ.

Никакой внешнеполитической конъюнктурной подоплеки за политическими реформами, идущими в Казахстане, нет. Прежде всего потому, что республика уже давно добилась признания в мире. Она принята международным сообществом, востребована многими авторитетными организациями. Причем далеко не для массовости. Тому лучшее подтверждение многие успешно реализованные инициативы Казахстана.

Вот и недавно в Бишкеке на встрече стран - членов Шанхайской организации сотрудничества Нурсултан Назарбаев предложил новый проект сотрудничества в области энергетики. Наш президент считает, что система трубопроводов на пространстве ШОС, связывающая Россию, Казахстан, Среднюю Азию и Китай, - хорошая основа для создания энергетического рынка ШОС. Первым шагом могла бы стать организация Энергетического агентства, которое будет "мозговым центром" и предтечей Энергетической биржи ШОС. Этот проект, по общей оценке, может развернуться в одно из самых многообещающих направлений кооперации стран - членов Шанхайской организации. Поэтому будем работать. Без оглядки ни на чьи-то упреки, ни на чьи-то овации.

Материалы предоставлены
агентством WPS.

Автор Комментарий
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Абыкаев абы как пробил челобитную хану. Но кто ж ему поверит?