Новый парламент Казахстана усилил власть президента Назарбаева

Василина Васильева
Московские новости, N33, 24.08.2007, с. 18

Астана - Москва
Выборные процессы сегодня проходят во многих странах СНГ. В целом оказались вполне предсказуемы итоги выборов в парламент Казахстана. Скорее всего, не принесет особых сюрпризов и голосование по кандидатуре президента Армении. Остается интрига вокруг нового состава депутатов украинской Верховной рады, но и здесь все, в общем-то, достаточно тривиально.

В начале сентября новоизбранный парламент Казахстана, куда в результате выборов 18 августа прошла только одна партия, - пропрезидентская "Нур Отан" ("Свет Отечества"), утвердит состав правительства. Это - следующий этап общенациональной программы политических реформ, объявленной президентом Нурсултаном Назарбаевым.

Свет в Отечестве

Реформы в соответствии с принципами западных демократий - такова была цель казахстанского лидера, когда в мае нынешнего года он выступил с инициативой внести изменения в Конституцию страны, предлагая развить многопартийность, поделить президентские полномочия с парламентом и увеличить его численность. Однако ни одна из этих задач не выполнена.

Для того чтобы поправки в Основной закон вступили в силу как можно быстрее, были назначены досрочные выборы в мажилис (нижнюю палату парламента) республики. В предвыборной гонке участвовало семь партий - "Нур Отан" во главе с президентом Назарбаевым, умеренно оппозиционная "Ак жол" ("Светлый путь"), радикально-оппозиционная Объединенная социал-демократическая партия (ОСДП), возглавляемая экс-спикером Жармаханом Туякбяем, Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК), "Руханият", "Ауыл" и Партия патриотов Казахстана.

Мало кто сомневался, что лидером по итогам плебисцита станет партия, которую возглавляет человек, получивший на президентских выборах 2005 года 91% голосов. Но то, что за "Нур Отан" выступит 88% проголосовавших и эта партия станет единственной в парламенте, предполагали только самые пессимистичные. Беспрецедентная победа партии Назарбаева внесла, вопреки ожиданиям, лишь одно, но кардинальное изменение на политическом поле Казахстана - еще более расширились полномочия президента, который теперь не только возглавляет исполнительную власть, но и, являясь руководителем "Нур Отан" и в соответствии с новыми поправками в Конституции, полностью подчиняет себе парламент.

Впрочем, в местных политических кулуарах утверждают, что такой расклад не входил в планы руководства республики: Астана упорно работает над улучшением своего имиджа на Западе, и с этих позиций ситуация не выглядит выигрышной ни для страны в целом, ни для Назарбаева - в частности. По информации источника в администрации казахстанского президента, руководство республики ориентировалось на базовую схему: в парламент проходят три партии - "Нур Отан", которая набирает около 75% из 107 депутатских мандатов, оппозиционные "Ак жол" и ОСДП, у которых 10-15% мандатов и девять депутатов назначаются Ассамблеей народов Казахстана. "Предполагалось, что от "конструктивной" оппозиции, то есть от "Ак жол", пройдет не меньше десяти депутатов, а это уже целая фракция, которая обладает рядом процедурных возможностей. Также рассчитывали разбавить парламент "радикалами" - пять-семь человек, для того чтобы подогревать интерес к мажилису. Такого поворота событий, как образование однопартийного парламента, не ожидал никто, даже сам Назарбаев, который 16 лет строил многопартийную систему. Что бы сейчас ни говорили, однопартийная модель явно не сыграет ему на руку", - считает источник "МН".

Однопартийная демократия

В первую очередь результаты прошедших выборов ставят под угрозу перспективы председательства Казахстана в ОБСЕ в 2009 году. Известно, что вопрос, займет ли Астана этот пост, в Брюсселе должны решить до конца нынешнего года. Учитывая, что главные поборники демократии, США и Великобритания, еще раньше ставили под сомнение возможность председательства этой центральноазиатской республики в ОБСЕ, теперь многие эксперты и вовсе сводят шансы Казахстана в этом направлении к нулю.

Несмотря на то, что международные наблюдатели отметили на парламентских выборах-2007 "прогресс, достойный одобрения", они также указали на несоблюдение ряда международных стандартов, в частности, на некоторые элементы нового законодательства и процесс подсчета голосов. "Подсчет голосов был оценен негативно в более чем 40% избирательных участков, в основном из-за проблем, связанных с вопросами процедуры и недостатком прозрачности", - отмечено в предварительном отчете ОБСЕ. Несмотря на это, представители международной миссии наблюдателей пока предпочли пусть довольно сдержанно, но в то же время вполне определенно оценить прошедшие выборы. "Я не видел демократической страны с однопартийным парламентом", - отметил посол ОБСЕ Любомир Копай. В то же время наблюдатели от СНГ признали это голосование "свободным и транспарентным".

Впрочем, в Астане уже готовы к провалу амбициозного проекта "кресло председателя ОБСЕ". "Эта идея принадлежит Рахату Алиеву (экс-послу Казахстана в Австрии, бывшему зятю Назарбаева. - Ред.) и уже особой ценности не представляет. Пустят нас в руководство ОБСЕ или нет, в любом случае Казахстан о себе уже громко заявил. К тому же в случае отказа о нас еще больше заговорят", - сообщил "МН" один из приближенных к президенту Назарбаеву чиновников.

Политика акимов

Оппозиционная партия "Ак жол", получившая чуть более 3% от ожидаемых 20-30%, опротестовывает результаты голосования. "У нас есть документы, которые свидетельствуют о фальсификации в разы. В некоторых областях даже официально искажали результаты более чем на 10%", - прокомментировал "МН" лидер "Ак жол" Алихан Байменов.

Сейчас руководство "Ак жол" настаивает на пересчете голосов и обратилось к президенту Назарбаеву с требованием создать комиссию с участием всех политических партий для проверки и оценки итогов голосования. "В противном случае мы готовы на любые формы гражданского протеста, в частности, планируем объявить голодовку", - заявили "МН" в штабе партии. "Эти выборы еще раз продемонстрировали необходимость глубоких политических реформ в стране, и в первую очередь немедленного перехода к выборности акимов (губернаторов. - Ред.) всех уровней, - считает Алихан Байменов. - Нам не могут обеспечить нормальные выборы, поскольку каждый аким старается выслужиться перед президентом. У каждого главы области есть свой человек в ЦИКе, который рапортует ему о результатах по другим регионам. И каждый аким старается выдать больше процентов, нежели его сосед, понимая, что его карьера зависит от того, сколько процентов наберет партия президента. Вот поэтому 19 августа мы и проснулись в государстве Нур Отан.

Материалы предоставлены
агентством WPS.