Новый этап казахстанской демократии

Игорь Рогов
Российская газета (Москва), N181, 20.08.2007, с. 3

21 мая 2007 года Казахстан вступил в новый этап своего общественно-политического развития. Президент страны подписал принятый парламентом закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию. К этому страна шла почти три года с момента, когда глава государства впервые огласил на VII съезде партии "Нур Отан" идею, что Основной закон требует своего развития.

 

Каков основной результат конституционных новелл? Прежде всего республика сделала ощутимый шаг от президентской к президентско-парламентской форме правления, что является логическим результатом политики по развитию демократии и гражданского общества в Казахстане. Это выражается в ряде положений.

Во-первых, президент теперь не ставит парламент перед фактом о выборе определенной кандидатуры на пост премьер-министра, а сначала консультируется с фракциями политических партий, представленных в мажилисе (нижняя палата парламента) для последующего выражения мажилисом согласия на назначение главы исполнительной власти.

Данный момент очень существенен. Значительно укрепляется фундамент реального участия политических партий в деятельности высшего законодательного органа страны, что характерно для всех демократических государств. Кроме того, теперь обе палаты участвуют в формировании Конституционного совета, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Центральной избирательной комиссии. При этом избрание членов ЦИК дает новые возможности для участия политических партий в управлении избирательными процессами. А если учитывать, что выборы депутатов парламента согласно поправкам регулируются конституционным законом, то можно говорить об активном участии политических партий через депутатский корпус в построении новой избирательной системы.

Во-вторых, отныне именно политические партии будут формировать состав нижней палаты парламента через пропорциональную систему выборов (по партийным спискам). Увеличение числа депутатов мажилиса на 30 человек значительно повышает шансы всех политических партий занять как можно больше мест в нижней палате. Другое дело, как этим шансом воспользуются сами партии. 9 депутатов избираются Ассамблеей народа Казахстана, что в условиях полиэтничности казахстанского общества позволит представлять в мажилисе интересы граждан различных национальностей.

В-третьих, государству теперь не запрещено финансировать общественные объединения. Что это дает? Появление нового мощного источника финансирования в лице государства приведет к увеличению количества неправительственных организаций, укреплению связи между госорганами и обществом, повышению гражданской активности населения.

Особо следует сказать о финансировании государством политических партий, в частности, работающих в парламенте. Государственное финансирование именно таких политических партий, думается, предпочтительно, поскольку, с одной стороны, не будет почвы для обвинений о прямой поддержке государством отдельных партий в предвыборный период, а с другой - государство будет оказывать содействие в продвижении программных установок партий, которые получили признание электората.

В-четвертых, правительство вынуждено ставить свою текущую и стратегическую работу на качественно новый уровень, поскольку мажилису потребуется набирать уже не 2/3 голосов для выражения правительству или отдельному члену правительства вотума недоверия, а лишь простое большинство, что значительно повышает степень ответственности исполнительной власти. Появляется и новая норма, предусматривающая право парламента судить о работе кабинета по итогам утверждения отчета об исполнении республиканского бюджета. Неутверждение отчета означает теперь выражение правительству вотума недоверия. Кроме того, правительство впредь должно ставить вопрос о доверии перед мажилисом.

Наряду с расширением полномочий усиливается и ответственность депутатов парламента. Из Конституции исключена норма об отсутствии императивного мандата депутатов, а также определено, что если, например, депутат мажилиса выйдет из партии, по спискам которой он избран, или она прекратит свое существование, то депутат теряет свой мандат. Таким образом, закладывается новая система взаимоотношений депутатов со своими избирателями через партийную систему, когда член партии, ставший депутатом, не может в парламенте выйти из-под ее воли и, соответственно, воли избирателей, не потеряв своего депутатского места.

К другим не менее важным политическим изменениям относятся уменьшение после 2012 года срока пребывания в должности президента с 7 до 5 лет, а также устранение запрета на избрание более двух раз подряд в отношении первого президента страны

Н.А. Назарбаева. Инициаторами последнего изменения были депутаты парламента. По большому счету ограничение возможности избрания президента более двух раз ущемляет право народа избирать того и столько раз, кого и сколько раз он хотел бы видеть главой государства. Как известно, далеко не во всех странах установлены такие ограничения. Например, во Франции их нет. Кроме того, президенту теперь предоставлено право законодательной инициативы, когда он самостоятельно направляет в парламент для рассмотрения и дальнейшего принятия законопроекты. Прежде правом законодательной инициативы обладали только депутаты парламента и правительство.

Количество депутатов сената (верхней палаты парламента) увеличивается на 8 человек, которые назначаются президентом "с учетом необходимости представительства в сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества". Помимо вышеназванных полномочий сенат теперь дает согласие на назначение не только Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности, но и председателя Национального банка, выполняет функции парламента при принятии законов в условиях отсутствия мажилиса, вызванного его роспуском.

Принципиально новым и, я бы сказал, прорывным является решение главы государства впредь согласовывать назначение акимов (губернаторов) областей, столицы и городов республиканского значения с соответствующими маслихатами (местными представительными органами), что значительно повышает их статус. Более того, маслихаты будут иметь большее влияние на акимов, поскольку теперь могут выразить им недоверие уже не 2/3, а простым большинством своего состава. Наряду с этим маслихаты смогут принимать участие в осуществлении местного самоуправления. Таким образом, на местах появился новый центр политической силы в лице маслихатов, которые, в свою очередь, несут наряду с акимами ответственность за судьбу регионов перед своими избирателями и президентом страны.

Теперь о правах человека и в первую очередь о праве на жизнь. Здесь изменения не менее знаменательные. Казахстан, можно сказать, практически отказался от смертной казни, за исключением случаев терроризма, повлекшего гибель людей, и тяжких преступлений в военное время. Жизнь человека священна, и никто не имеет права ее произвольно отнимать, в том числе и государство.

Наконец, мы окончательно, на конституционном уровне, определились, что санкционировать арест будет не прокурор, а суд, что приводит национальное законодательство в соответствие с ратифицированным Казахстаном Международным пактом о гражданских и политических правах.

Кстати

Как видим, Конституция претерпела незначительные по объему, но существенные по содержанию изменения. Работа проделана большая, а сделать предстоит еще больше. Конституционная реформа потребует не только изменений в законах и во множестве подзаконных нормативных правовых актов, но и повышения политической и правовой культуры населения.

Рогов Игорь Иванович - Председатель Конституционного совета Республики Казахстан

Материалы предоставлены
агентством WPS.