Зачем Назарбаеву понадобились досрочные выборы

Михаил Сметанин
Новая газета, N58, 02.08.2007, с. 8

Директор по спецпроектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов занимается Казахстаном профессионально. Именно его накануне внеочередных парламентских выборов "Новая" попросила прокомментировать происходящее в соседней стране.

 

- Юрий Михайлович, проходящая сейчас в Казахстане политическая реформа венчается досрочными выборами в парламент - мажилис. Их нельзя было отложить?

- Реформа потребовалась, чтобы привести политический дизайн в соответствие с экономическими реалиями. Казахстан имеет самые высокие темпы развития в СНГ, наступает на пятки России по уровню ВВП на душу населения и социальным показателям. Переход от президентской к президентско-парламентской республике объясняется не сменой вывески, а тем, что складываются институты, и Нурсултан Назарбаев готовит страну к функционированию уже после своего предполагаемого ухода. А внеочередные выборы нужны, чтобы ускорить изменения. На 2,5 года оставлять дорабатывать старый парламент при обновленной Конституции и уже принятой политической реформе просто нелогично. Кроме того, президент РК стремится синхронизировать процессы в своем государстве с российскими, у нас 2007/2008 годы - большой политический сезон, и Казахстан, что отрадно, пытается шагать с нами в ногу.

- Критики возразят, что и сейчас большинство в парламенте у Назарбаева и потом оно окажется у его же партии "Нур Отан". Куда спешить?

- Цель Назарбаева - не сохранить власть любой ценой или еще ее преумножить. За партию "Нур Отан" сейчас готовы проголосовать до 70% избирателей, а реально можно взять и 80%. Нурсултан Абишевич сознательно пытается скорректировать электоральные циклы. Назарбаев почувствовал: общество созрело к тому, чтобы перестать быть заложником кланов или финансово-промышленных групп, готово иметь своих представителей в лице политических партий, в том числе оппозиции. Те управленцы, которые ранее избегали прямого участия в партии власти, но были "стояками" режима, с появлением на арене "Нур Отан" пошли в политику.

- Что же тут нового - повторять "зады" нашей "Единой России" 5-летней давности? В "Нур Отан" слились просто "Отан" Назарбаева, "Асар" Дариги Нурсултановны и еще две какие-то более мелкие партии... Технология та же!

- "Единая Россия" и сейчас воспринимается как команда анонимных чиновников, и сейчас большая проблема, что президент Путин уходит, а партия остается. И ту харизму Владимира Владимировича, которую трудно отрицать, никак не передает. Назарбаев пошел другим путем - генерала де Голля, который создал не просто партию "Объединение в поддержку республики" и персональный режим - создал голлизм как систему работоспособной государственной бюрократии, определил стратегические цели страны на десятилетия вперед. Политическая элита видит страну как территорию, на которой, а не в Лондоне или Париже, будут жить дети и внуки. Не в Москве даже, а в Астане и Алматы, Чимкенте и Актау обосновывается элита.

- Рейтинг растет от 70 к 80%? Может, получим однопартийную систему - и все?

- Нет, в Казахстане не получится монопольной системы. Как минимум две партии оппозиции получат пропорциональное представительство в парламенте: социал-демократическая ДСП с "Ак Жолом", могут и коммунисты там оказаться...

- Как в Мосгордуме: одна большая фракция, которая все решает, и две очень маленьких, их только вежливо выслушивают, но делают все по-своему?

- Дело в том, что оппозиция в Казахстане очень зубастая: она выполняет свою роль и является генератором альтернативных идей, все толковые точно подхватываются властью, например правка конституции или реформа судебной системы, - Туякбай выдвигал их, уже перестав быть премьером и спикером парламента. Это важный долговременный шаг, страна перешла из одной системы в другую, от ex-советской Казахской ССР и образования с непонятной легитимностью - к системному национальному государству.

- Появится ли в нем рядом с сильным президентом и сильный премьер?

- Да, появится, потому что в Казахстане уже есть достаточно влиятельные группы, которые теперь ассоциируются с политическими партиями. Важная корректировка: президент не становится заложником социально-экономического курса кабинета министров, освобождается от ответственности за недород, урожай или вспышки эпидемий. Нюансы развития, цели которого заложены до 2030 года, должны быть, но без революций или опасности потерять страну - это серьезное достижение РК. Там уловили четкий тренд на создание в пространстве бывшего СССР самостоятельных государств, который не запирает нас в четких границах, а открывает перспективу объединения.

- Вы как-то сказали, что переходный период заканчивается. Чем он может закончиться для России и чем для Казахстана?

- Для Казахстана - плавной сменой власти, когда назарбаевская эпоха закончится, а заложенные Нурсултаном Абишевичем механизмы будут работать как часы. Для России конституционные реформы еще впереди - рубеж 2012 года мог бы быть, по моим оценкам, моментом синхронизации наших политических систем. Младший и старший брат не появятся, но корабли будут идти параллельными курсами, глядя друг на друга. Казахстан - важный интерфейс России в работе с азиатскими странами.

Материалы предоставлены
агентством WPS.

Автор Комментарий
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

учитесь

 
кайрат (не проверено)
Аватар пользователя кайрат.

неплохо.
правда дьявол кроется в мелочах.
я думаю следущая десятилетка - борька чиновников с олигархами, или кого считать элитой?