Политические элиты страны ориентируются на формирование гибкой двухпартийной системы

Алексей Власов
Независимая газета, 02.08.2007, с. 6

За две недели до объявленной даты голосования на выборах в Мажилис парламента Республики Казахстан исход кампании не вызывает сомнений. Опросы общественного мнения свидетельствуют, что с большим отрывом от оппозиционных партий лидирует "Нур Отан". Если не произойдет каких-либо из ряда вон выходящих событий, то более половины депутатских кресел будет занято представителями партии, которую возглавляет президент РК Нурсултан Назарбаев.

 

Однако политическая жизнь не заканчивается на избирательной кампании-2007, и наиболее дальновидные представители партии власти уже сейчас пытаются определить круг проблем, с которыми столкнутся исполнительная власть и законодательный корпус в послевыборную "пятилетку". На первом плане, несомненно, останутся задачи, связанные с завершением политической реформы в РК. Конституционные поправки, внесенные по инициативе Нурсултана Назарбаева, оформили новую систему сдержек и противовесов, обеспечив большую устойчивость политической системе страны. В том числе за счет усиления роли партий, поскольку, по словам президента Казахстана, "необходимо иметь две-три-четыре крупные партии, которые будут убеждать население, предлагать свои программы, приходить к власти и осуществлять то, что они наметили".

Вместе с тем переход партийного строительства на качественно новый уровень может растянуться на несколько лет, а сегодня сделаны лишь первые важные шаги в этом направлении. Объединение всех пропрезидентских партий в "единый" "Нур Отан" позволило консолидировать политическую элиту страны и снять постоянно возникающую напряженность во взаимоотношениях между ключевыми группами влияния в окружении Нурсултана Назарбаева. Но создание нового баланса сил требует наличия политической альтернативы.

Президент Казахстана ориентирует политическую элиту страны на формирование гибкой двухпартийной модели, однако большинство партий по-прежнему остаются простым инструментом для сбора голосов на выборах и не обладают реальной массовой поддержкой среди населения страны. Программные положения партийных документов крайне размыты и практически не различаются. Заметно, что оппозиционные партии "заточены" не под определенные идеологические установки, а под авторитет собственных лидеров: Алихана Байменова ("Ак Жол") и Жармахана Туякбая (ОСДП). Предвыборные платформы как будто списаны из одного общего источника, с явным популистским уклоном.

Вместе с тем налицо развитие целого ряда положительных тенденций. В последний избирательный цикл это "укрупнение" партийных структур, постепенное исчезновение "партий-однодневок", активное участие в организации избирательной кампании региональных организаций, постепенное выстраивание политической системы Казахстана по классическому разделению: правые-центристские-левые партии. Переход к выборам по пропорциональной системе заметно ограничил власть региональных "баронов", которые использовали мажоритарный механизм для отстаивания собственных приоритетов, часто вступавших в противоречие с интересами центральной власти. В дальнейшем усиление роли парламента через участие депутатов в определении ключевых направлений внутренней и внешней политики страны, через влияние мажилисменов на процесс формирования правительства может стать фактором, положительно воздействующим на темпы и качество партийного строительства в Республике Казахстан.

Среди позитивных перемен можно отметить и наблюдаемое на политической сцене Казахстана обновление. Прежде всего это касается самой влиятельной силы - "Нур Отан". На последнем съезде партии в ее руководство вошел целый ряд перспективных политиков, связанных с экономическим блоком, как, например, глава "Казына" Кайрат Келимбетов. В последние два-три года власти Казахстана активно продвигают на ключевые посты в крупных госхолдингах, департаментах внутренней политики, министерствах молодых выпускников программы "Болашак". Заместитель министра в 28-30 лет - явление не столь редкое для Казахстана. Таким образом, намечается ускоренная модернизация политической системы. И от ее успешного решения во многом и будет зависеть тот путь, по которому пойдет Казахстан в ближайшее десятилетие.

Материалы предоставлены
агентством WPS.