Результат парламентских выборов в Казахстане предопределит экономическая политика президента

Дмитрий Верхотуров
Время новостей, 01.08.2007, с. 5

В предвыборной агитации на выборах в мажилис (нижнюю палату парламента Казахстана) партии, в особенности оппозиционные, стараются представить избирателям свои социально-экономические программы. Демократическая партия "Ак Жол" и ее лидер Алихан Байменов на митинге в Туркестане, у мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи, представили программу "Ты достоин своей мечты".

 

"Мы верим, что сегодня каждый казахстанец мечтает. Кто-то мечтает о работе, кто-то о жилье, кто-то о том, чтобы его дети имели счастливое будущее, кто-то мечтает получить образование. Мы знаем, как решить эти проблемы", - заявил Байменов на этом митинге. Партия "Руханият" занялась проблемой помощи оралманам (этническим казахам, проживавшим в соседних странах, а затем репатриировавшимся в Казахстан) и решением социальных проблем этой категории граждан и даже выдвигает двух оралманов в депутаты мажилиса.

Однако у представителей казахстанского делового сообщества, которое составляет немалую часть казахстанских избирателей, свой взгляд на то, кто и как может помочь решить их проблемы. А также на приоритетность этих проблем. В Алма-Ате 24 июля состоялось собрание "Форума предпринимателей Казахстана", на котором был дан наказ политическим партиям, что в партийные программы нужно включить специальные меры по развитию малого и среднего бизнеса.

Бизнесмены требуют от будущих парламентариев уделять экономике самое пристальное внимание: "Мы считаем, что каждый вновь принимаемый закон, внутренний приказ государственных органов должны быть направлены на развитие бизнеса, способствовать увеличению рабочих мест, улучшать качество товаров и услуг, содействовать развитию свободной конкуренции, что позволит снизить потребительские цены, улучшить жизнь граждан", - заявил президент Алма-Атинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев.

"Форум предпринимателей Казахстана" политкорректно не назвал конкретного адресата своих наказов. Однако по заявлению Ямбаева становится понятно, что речь идет о народно-демократической партии "Нур Отан" и призыв обращен именно к ней. По мнению целого ряда экспертов как в Казахстане, так и за рубежом партия имеет все шансы уверенно победить на выборах. Заместитель председателя партии, руководитель фонда устойчивого развития "Казына" Кайрат Келимбетов в этом не сомневается: "Мы рассчитываем получить 80-90% голосов и занять подавляющее большинство мест в парламенте, что позволит нам стать не только президентской, но и правящей партией".

Подобная уверенность опирается как на рейтинг Нурсултана Назарбаева, который на президентских выборах 2005 года собрал 94,6% голосов, так и на результаты экономической политики президента. За последние годы жители Казахстана смогли реально ощутить результаты объявленной в 1997 году стратегии "Казахстан-2030", в которой на приоритетном месте стояла борьба с бедностью. В 2003 году была начата реализация "Государственной программы по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы". В ходе выполнения этой программы уровень бедности понизился с 24,2% до 19,9%. С 2003 года начался экономический рывок, который вывел Казахстан в число лидеров среди стран Центральной Азии. В 2003 году ВВП на душу населения составлял 1,9 тыс. долл., в 2005-м - 3,7 тыс., в 2006-м - 5 тыс. долл. В июне 2007 года при прожиточном минимуме 9,6 тыс. тенге среднедушевой доход составил 24,2 тыс. тенге. А ВВП увеличился с 4,6 трлн тенге в 2003 году до 8 трлн тенге в 2006-м.

Этот экономический результат предопределил победу Нурсултана Назарбаева на президентских выборах и, очевидно, определит победу партии "Нур Отан" на парламентских выборах. Тем более что партии есть чем отчитаться перед избирателями: это выдвинутая в 2004 году программа "Казахстанский путь-2009", многие положения которой уже были выполнены в течение прошлого созыва мажилиса. В число выполненных пунктов вошло и удвоение ВВП страны. При всех еще нерешенных проблемах в развитии экономики Казахстана результаты экономической политики таковы, что избиратель скорее всего проголосует за ту партию, эффективность работы которой уже доказана практикой.

Материалы предоставлены
агентством WPS.