Для честности ввели технику

Екатерина Репина
Новая газета, 23.07.2007, с. 7

Новая автоматизированная система подсчета голосов сделает выборы демократичными и укрепит будущий парламент

 

Меньше месяца остается до внеочередных выборов в нижнюю палату парламента Казахстана (мажилис), и уже сейчас существует интрига: сможет ли республика продолжить начатый Нурсултаном Назарбаевым курс на построение "демократии через экономический рост" и перейти от авторитарной традиции управления страной к системе, которая характерна сейчас для большинства развитых стран мира? Предвыборная кампания уже началась. 18 августа в выборах примут участие семь политических партий, включая народно-демократическую партию "НУР ОТАН", обладающую парламентским большинством в мажилисе.

СМИ неоднократно публиковали заявления Назарбаева о том, что он как гарант конституции сделает "все, чтобы эти выборы были свободными и справедливыми". Действительно, нынешние выборы пройдут по несколько иной схеме. Согласно недавним поправкам в законодательство, в этом году из 107 депутатов мажилиса абсолютное большинство (98) избираются по партийным спискам, остальные доизбираются консультативно-совещательным органом при президенте РК (Ассамблеей народа). Ранее депутаты мажилиса также избирались по смешанной схеме, однако приоритет отдавался мажоритарной системе, когда 67 из 77 депутатов избирались по одномандатным территориальным округам, а еще десять - на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.

Напомним, что Казахстан, в отличие от многих стран постсоветского пространства, оказавшихся после распада СССР в ситуации экономического и политического хаоса, во многом сумел преодолеть этот кризис и не допустить межэтнических и политических конфликтов на своей территории. Руководство республики вовремя отказалось от революционного опыта своих соседей по СНГ, избрав собственный путь "политического транзита". Сравнительно жесткий режим на начальном этапе позволил республике эффективно и последовательно провести частичную либерализацию экономики. Благодаря умелому использованию энергетических ресурсов и успешным экономическим реформам, позволившим привлечь в экономику страны крупные инвестиции, руководству Казахстана удалось обеспечить экономическую стабильность и создать платформу для перехода от президентской республики к президентско-парламентской системе управления. Отныне победившие на выборах в мажилис политические партии будут согласованно выдвигать кандидатуру премьер-министра, соответственно, правительство становится ответственным перед парламентом, что является одним из главных элементов западной демократической системы. Постепенно в избирательную систему внедряются не только демократические принципы, но и современные технические новшества. Например, на предстоящих выборах на некоторых избирательных участках планируется применить автоматизированную информационную систему "Сайлау".

За последние пятнадцать лет в Казахстане произошли существенные изменения, которые отразились как на внутренней, так и на внешней политике республики. Так, согласно официальным данным, ежегодный прирост экономики составляет около 10%, а ВВП на душу населения в 2006 г. достиг 5100 долл. Экономические преобразования закрепили в стране базовые основы либеральной политической системы. Однако любая политическая модель может быть устойчивой лишь в том случае, если в ее рамках осуществляются принцип разделения властей и четкое разграничение функций правительственных структур. Ответственность правительства перед парламентом при сохранении верховной власти президента должна обеспечить устойчивость преемственности этой власти и поднять ее над борьбой различных социально-экономических программ. Осуществляя реформы на основе принципа "демократия через экономический рост", Назарбаев говорит о необходимости дальнейшей политической либерализации. Сумеет ли Казахстан перейти от слов к делу? Ближайшие выборы станут первым шагом по апробации этой политики.

Материалы предоставлены
агентством WPS.