Новые рубежи

Иван Инячин
Российская газета, 21.07.2007, с. 4

18 августа в Республике Казахстан состоятся внеочередные парламентские выборы. Руководство страны надеется, что они станут новым шагом к построению открытого демократического общества, отвечающего потребностям современного человека.

 

После распада СССР Казахстан, как и другие бывшие советские республики, оказался в неоднозначной политической ситуации. С одной стороны, были сильны ожидания общественности, требовавшей создания демократических институтов власти.

С другой стороны, напрочь отсутствовали ее традиции. Советский управленческий аппарат не мог обеспечить быстрого перехода к новым принципам государственного менеджмента. И поэтому руководство республики фактически было поставлено перед тремя сценариями дальнейшего развития: политическая либерализация путем "шоковой терапии", опора исключительно на авторитарные методы. Либо так называемый "мягкий авторитаризм", подразумевающий постепенный переход от традиционалистской системы власти, существовавшей в Казахстане в начале 90-х, к той, которая сейчас характерна для развитых, цивилизованных стран западного и не только западного мира.

"На сегодняшний день Казахстан находится в положении, когда пытается сделать следующий шаг на пути модернизации своих систем", - сказал советник президента Казахстана Султан Акимбеков, выступая на состоявшемся 30 июня на Иссык-Куле форуме "Демократические процессы на постсоветском пространстве: слово и дело".

Частью такого движения вперед стала политическая реформа, подразумевающая постепенный переход от президентской к президентско-парламентской форме правления. В Казахстане 18 августа будет использована смешанная схема избрания депутатов Мажилиса - нижней палаты казахского парламента. Из 107 депутатов Мажилиса 98 избираются по партийным спискам, оставшиеся 8 - доизбираются Ассамблеей народа Казахстана, консультативно-совещательным органом при президенте Нурсултане Назарбаеве.

По результатам выборов 2004 года правящая партия "Отан" по партийным спискам набрала 43 процента голосов избирателей, а суммарно получила 53 места в парламенте из 77. Если бы выборы проходили по пропорциональной схеме, то у правящей партии было бы не более 45 мест, то есть не было бы квалифицированного большинства.

Так что переход к новой пропорциональной системе выборов может привести не к укреплению партии Нурсултана Назарбаева, а, наоборот, сделать парламент более плюралистичным.

И все же эксперты в один голос прогнозируют "НурОтану" хороший результат, который связан во многом с экономическими успехами Казахстана. В настоящее время ВВП страны растет на 10 процентов год, и рост доходов населения становится все более ощутим, причем не только в Алма-Ате или Астане, но и на периферии. По темпам роста экономики Казахстан сопоставим с послевоенной Японией. По всей видимости, параллели будут не только экономические, но и политические.

Как известно, в Японии существует по сути одна правящая партия- Либерально-демократическая, которая на парламентских выборах стабильно получает свыше 60 процентов голосов избирателей. Это обеспечивает преемственность политического курса, способность осуществлять своевременные реформы. При этом важно учитывать, что если для западного менталитета стабильность подразумевает смену правящих элит, то восточное сознание устроено несколько по-другому. Здесь важнее оказывается преемственность курса, особенно если он приносит результаты. А на сегодняшний день они есть - Казахстану не только удалось избежать политического кризиса, захлестнувшего многие республики постсоветского пространства, но и довольно уверенно встать на путь политической и экономической модернизации.

Материалы предоставлены
агентством WPS.