Фосфорный Чернобыль

Петр Бологов
Лента.Ру, 19.07.2007

11 тысяч украинцев оказались в зоне поражения ядохимикатами.

В понедельник, 16 июля, в 16:55 в Буском районе Львовской области Украины на перегоне Красное-Ожидив сошли с рельсов и перевернулись 15 цистерн с желтым фосфором товарного поезда №2005. Всего в составе было 58 вагонов. Цистерны следовали с казахской станции Аса (Джамбул, Казахстан) на станцию Оклеса (Республика Польша). Утечка фосфора из одной цистерны спровоцировала самовозгорание шести других цистерн.

 

В результате схода вагонов с путей было повреждено 130 метров железнодорожного полотна, около 100 метров контактной сети и три опоры. На место происшествия в подкрепление нескольким десяткам пожарных расчетов, вызванным из близлежащих районов Львовской области, прибыли 150 служащих внутренних войск. Четверо спасателей из числа тех, что первыми прибыли на место возгорания, во время тушения пожара получили серьезные отравления и впоследствии были доставлены в реанимацию. К полуночи огонь на шести цистернах потушить удалось лишь частично, так как работать пожарным пришлось в крайне тяжелых условиях - при тушении водой фосфор выделяет ядовитый газ. В общей сложности к ликвидации последствий аварии, по данным "Ура-Информ", было привлечено 450 человек и 80 единиц техники.

Однако неприятности на этом не закончились. Во время тушения пожара образовалось облако из продуктов горения с зоной поражения около 90 квадратных километров. В этой зоне оказались 14 населенных пунктов Буского района, где проживает 11 тысяч человек, а также отдельные территории Радехивского и Бродивского районов области. МЧС Украины предложило жителям близлежащих сел эвакуироваться и направило им около десяти автобусов, однако многие люди отказывались покидать свои дома. Львовские власти заверили, что принудительно никого эвакуировать не будут, хотя и предупредили о непредсказуемости последствий аварии. Всего за ночь из 6 населенных пунктов Буского района временно отселены около 800 жителей.

Ко вторнику пострадавших насчитывалось 20 человек (6 специалистов МЧС, 2 представителя МВД, 2 железнодорожника и 10 лиц из числа местного населения), из них 13 в тяжелом и средне-тяжелом состоянии были госпитализированы в военный медицинский клинический центр Западного оперативного командования во Львове. Семеро госпитализированных - работники МЧС, двое - работники Госавтоинспекции, четверо - местные жители. Все пострадавшие доставлены в военно-медицинский клинический центр западного региона во Львов с диагнозом "ингаляционное отравление парами фосфора". Жизни пострадавших ничто не угрожает. В то же время жители Буского района уже начали обращаться в больницы и медпункты с жалобами на тошноту и головную боль.

У пожарных между тем возникли новые трудности. 17 июля очаги возгорания продолжали возникать, а вот пены на их тушение уже не хватало. Об этом сообщил глава Буской районной госадминистрации Николай Билинский. По его словам, пожар во вторник стал менее "интенсивным и мощным". Билинский рассказал, что из района аварии эвакуировано около 200 семей, но люди неохотно оставляют дома, поскольку в их дворах остаются скот, домашние животные и птица. Тем временем подразделения Западного оперативного командования 13 армейского корпуса и Воздушного командования "Запад" украинских ВВС были приведены в состояние повышенной готовности для локализации катастрофы. Руководством Вооруженных Сил Украины было принято также решение относительно развертывания полевого мобильного госпиталя и увеличено количество коек для принятия пострадавших в Западном региональном медицинском центре.

Вообще желтый фосфор, с которым пришлось столкнуться спасателям и жителям Львовской области, это тот же самый белый фосфор, только с добавлением технических примесей. Это сильноядовитое, огнеопасное кристаллическое вещество от светло-желтого до темно-бурого цвета. В воде он не растворяется, на воздухе легко окисляется и самовоспламеняется. Горит с выделением густого белого дыма. Загоревшийся фосфор легко гасится водой, однако опять-таки выделяет ядовитый газ. Для предохранения от самовозгорания желтый фосфор хранится и перевозится под слоем воды (раствора хлорида кальция). Для перевозки фосфора используются специальные цистерны, в которых ничего другого перевозить уже нельзя. Смертельная доза желтого фосфора составляет всего десятую долю грамма. Ядовитое вещество вызывает поражение костей, костного мозга, некроз челюсти.

С учетом всего вышесказанного неудивительно, что авария во Львовской области вызвала серьезную озабоченность украинских властей. На место происшествия прибыл вице-премьер-министр Украины Александр Кузьмук и оперативная группа МЧС во главе с первым заместителем министра Владимиром Антонцом. Кузьмук, в частности, заявил, что техногенную катастрофу невозможно было спрогнозировать и она могла бы стать "вторым Чернобылем".

Если говорить о возможных причинах аварии, то их назвал во вторник генеральный директор "Укрзализныци" Владимир Козак. Это - недостатки или нарушения в строении верхнего пути или в подвижном составе, или нарушения правил перевозки опасных грузов. Вариант с диверсией не рассматривается. По словам Козака, пока говорить о наиболее вероятной версии рано, поскольку пока нет даже свободного подхода к месту аварии. "Укразализныця" уже обратилась к отправителю грузов, который также является собственником вагонов, - казахской компании "Казфосфат" для того, чтобы они направили своих специалистов и помогли устранить аварию. "У них есть своя аппаратура, оборудование, знания в устранении подобных аварий, и их прибытие ожидается сегодня вечером - завтра утром. Кроме того, подключены отечественные химзаводы, которые консультируют правительственную комиссию", - сообщил гендиректор "Укрзализныци".

В настоящее время все поезда идут в обход аварийного участка, при этом пассажирские поезда опаздывают на 1-2 часа. Козак пообещал, что как только специальная комиссия, которая расследует происшествие, разрешит допуск железнодорожников к работе, "то в течение 4-5 часов мы устраним недостатки и сможем открыть движение". Тем временем спецподразделения Минприроды Украины проводят мониторинг воздуха, почвы и поверхностных вод, воды в колодцах, объектов растительного и животного мира, прежде всего сельскохозяйственных культур.

Пока правительственная комиссия проводит предварительное расследование, на Украине нашлись люди, прямо указавшие на виновников происшедшего. Блок Юлии Тимошенко "покатил бочку" на министра транспорта и связи, а по совместительству видного деятеля Социалистической партии Украины Николая Рудьковского, которого уже критиковали все кому не лень после железнодорожной аварии в Киевской области в мае и взрыва на газопроводе.

Как говорится в заявлении БЮТ, "ситуация на железной дороге вообще требует серьезного рассмотрения в плоскости уголовной ответственности горе-министра Рудьковского". Однако одним лишь главой Минтранса бютовцы не ограничились, "переведя стрелки" на все правительство Виктора Януковича в целом. "У этого правительства, которое на каждом углу рассказывает о каких-то успехах, почему-то едва ли не каждый день летят под откос поезда, взрываются вооруженные склады и разрушается экономика", - отмечается в заявлении блока. Остается только порадоваться за изобретательных пиарщиков Тимошенко, способных даже в такой чрезвычайной ситуации находить свой политический интерес. Тем более в преддверии парламентских выборов.