«Шима»: На МКФ представлен дебют ташкентского режиссера Баходыра Юлдашева

Феруза Джани
ИА Фергана, 27.06.2007

Один из самых востребованных узбекских клипмейкеров Баходыр Юлдашев теперь позиционирует себя и как кинорежиссер. Сегодня, 27 июня, в рамках конкурсной программы «Перспектива» 29-го Московского международного кинофестиваля в кинотеатре «Октябрь» состоится показ дебютного фильма Б.Юлдашева «Шима».

«Это не коммерческое кино, не стопроцентный Art house, не блокбастер, не боевик. Хотя элементы блокбастера есть, но в нормальном фильме и должны быть элементы, которые как-то подстегивают зрителя, привлекают внимание, - поясняет Баходыр Юлдашев в интервью ИА «Фергана.Ру» накануне премьеры. – Ведь есть разный зритель. Одного привлекает зрелищность, другой ищет в фильме смысл. Мы постарались убить двух зайцев, сняв картину зрелищно, красиво. Но получилось, думаю, больше фестивальное кино».

Плакат фильма ШИМА (фрагмент)
Плакат фильма «Шима» (фрагмент). Кликните на картинке для увеличения

По словам кинорежиссера, фильм «Шима» основан на реальных событиях.

- Как-то, в шестом классе, я сбежал с уроков, чтобы погулять по «Бродвею» (так называют в Ташкенте улицу Сайилгох, бывшую своего рода аналогом московского Арбата. – прим. ред.). Купил в киоске свой любимый журнал «Вокруг света» и нашел там статью про лейтенанта Хиро Онода, который был обнаружен на Филиппинских островах на острове Лубанг, - рассказывает Баходыр Юлдашев. - Тридцать лет лейтенант думал, что Вторая мировая война не окончена. Тридцать лет он укрывался в этих джунглях и уничтожал забредавших сюда американских солдат и местных полицейских. Наконец, его, одичавшего, с винтовкой наперевес обнаружил японский энтомолог, который охотился в джунглях на бабочек. Он сообщил солдату, что война завершилась тридцать лет назад, но тот ему не поверил. Он заявил ученому: «Пока вы мне не принесете доказательства или не приведете того человека, который в 45-м году дал приказ стоять до конца, и пока он не подтвердит, что война окончена, я не сдамся». И скрылся в джунглях.

Спустя какое-то время энтомологу удалось найти в Японии нужного человека. Бывший офицер жил уже совершенно под другими именем и фамилией, с измененной легендой жизни. Его переодели в японскую форму старого образца, привезли на остров, где он зачитал одичавшему солдату приказ императора о завершении его миссии. Только тогда тот вышел из укрытия, где забаррикадировался, устроив в скалах некое подобие военной базы, и сдался.

Эта история тогда меня очень сильно задела. И спустя годы, когда пришло время выбора сценария для полновесной картины, я уже точно знал, что я буду снимать.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Что означает слово «Шима»?

Вообще, фильм должен был называться «Сима» (с японского - «остров»), но по-русски в этом слове легче произнести «ш», поэтому мы назвали его «Шима». Вы понимаете, почему я не мог назвать его «Остров»: ведь недавно практически два фильма подряд вышли под этим названием, и теперь еще один…

Сколько времени ушло на съемки картины?

БСобственно съемки начались в 2005 году. А потом производство фильма остановилось, так как закончились деньги. Поначалу мы ориентировались на собственные вложения – я продал свою квартиру, муж моей сестры инвестировал свои сбережения. Но по ходу дела мы поняли, что нас затягивает в такое болото, где тех денег, которые мы выделили из своих средств, точно не хватит, если делать хорошее кино. Пришлось влезать в долги, спасибо друзьям – выручили. В 2007 году фильм был готов.

Изначально картина позиционировалась как один из самых дорогих фильмов в Узбекистане. Но не в деньгах дело, не в том, что мы хотели снять самое дорогое зрелищное кино. Мы решили снять настоящий фильм на кинопленку, на 35 миллиметров, а это - очень тяжелый и дорогостоящий труд, ведь все должно быть по высшему разряду. И очень много людей задействовано, соответственно, очень большие расходы на производство фильма, плюс спецэффекты и так далее.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Расскажите о команде, которая работала над фильмом.

Сценарий написан известным драматургом Юсуфом Разыковым. Я, конечно, тоже принимал в этом участие, процентов на тридцать. Затем очень долго, очень скрупулезно выискивал актера на главную роль. Для меня это было не просто очень важно, а архиважно найти подходящего актера, который мне должен был не просто нравиться, я вообще должен был быть влюблен в этого артиста.

Я точно знал, кто будет сниматься в одной из двух главных ролей - это актер ташкентского театра «Ильхом» Сейдулла Молдаханов. Хотя его образ не соответствует тому, что был прописан в сценарии, но у Саши, как мы его называем между собой, такая аура, что когда он пришел на кастинг, я понял, что на самом деле солдат должен быть именно таким. Молдаханов играет солдата, для которого Вторая мировая продолжается уже в течение тридцати лет. И каждый день для него – это послезавтра. Послезавтра прибудет инспекция, которая проверяет гарнизон. И вот это послезавтра застряло в его сознании на тридцати лет...

А когда очередь дошла до второго главного героя – журналиста Синтаро, который должен был, по сюжету, приехать на остров в поисках отца, - выяснилось, что у нас, в Узбекистане, большие проблемы с актерами восточной внешности. Я обыскал и театр «Ильхом», и ТЮЗ, и театр имени Хамзы, - везде побывал и нигде никто меня не устроил. Обратился на «Казахфильм», «Киргизфильм», и опять безуспешно.

Однажды меня познакомили с актером Азизом Бейшеналиевым, который с детства жил в Ташкенте, закончил Ташкентский театральный институт, а сейчас снимается в Алма-Ате, в Москве. Мне понравился этот актер. Но когда мы с ним встретились, он объяснил мне, что снимается в «Параграфе-78» и просто физически сейчас не может принять участие в съемках моего фильма. Я ухожу очень расстроенный, чуть ли не в слезах: за три недели до начала съемок у нас нет исполнителя главной роли. Это просто катастрофа! А буквально через полчаса Азиз мне перезванивает: «Баха, извини, пожалуйста, мне сейчас звонил мой друг, давний знакомый, Миша Водзуми. Он настоящий японец, актер, он снимался в ролике сока «Каприз», помнишь, где парень и девушка дерутся на мечах, в таких красных костюмах?» Я говорю: «Да, я знаю этого человека, мне очень понравился этот актер. Но я думал, это иностранец». «Нет, это настоящий японец, он живет здесь, на Тверской». Я созвонился с Мишей, чувствую по голосу – культурный, воспитанный молодой человек. И я понял, что мы с ним сработаемся. Правда, в тот день увидеться с ним не удалось – мне надо было срочно улетать. Впервые я увидел его только в ташкентском аэропорту и окончательно убедился: да, это настоящий герой, тот, который должен быть у нас.

Баходыр Юлдашев и Миша Водзуми (фото предоставлено Б.Юлдашевым)
Баходыр Юлдашев и Миша Водзуми (фото предоставлено Б.Юлдашевым)

За время нашей работы мы с Мишей очень подружились, чего я даже не ожидал. Я думал, что он будет «маасквич, он приедет каа мне, заарядит мне сумму и я не смаагу ему заплаатить». На самом деле Миша оказался очень хорошим человеком, который успокаивал: «Нет денег? Ну и ладно! Забудь про эти деньги». И за это я его таскал в крови, в грязи, по снегу и вообще – где только можно. Таким мучениям подвергал его здоровье… Представляете, минус десять, а я его вожу-вожу, он мокрый, грязный, его этот солдат тащит за руку, весь облитый кровью, эта кровь вся ему в глаза, в рот, в нос, в уши… Это страшные были испытания на самом деле. А я сижу одетый, тепленький и кричу: «Неправильно сделал, еще раз! Дубль, пожалуйста!» (смеется).

Еще я хочу поблагодарить за сотрудничество актера театра «Ильхом» Вячеслава Цзю, артистов корейского драматического театра из Алма-Аты Эдуарда Пака и Александра Кима, заслуженного артиста Казахстана Олега Ли… Огромное спасибо этим людям и всей нашей команде. Особая благодарность – заслуженным артистам Узбекистана Хайрулле Сагдиеву и Анвару Кенжаеву. То, что они сделали на съемочной площадке, - это были суперкадры, одни из самых красивых, и когда смотрю их, меня пронимает дрожь.

Кадр из фильма ШИМА (фрагмент)
Кадр из фильма «Шима» (фрагмент). Кликните на картинке для увеличения

В процессе съемок возникали какие-то опасные ситуации?

Случалось. Вот, к примеру, одна из историй. Как-то в январе мы снимали сцену казни одного из героев. В ней участвовали два наших актера - Хайрулло Сагдиев (в роли японского капитана) и Саша (Сейдулла) Молдаханов (одичавший солдат). Хайрулло-ака, во-первых, человек в возрасте, во-вторых, мы не хотели подвергать его каким-то очень сильным испытаниям, потому что у него больное сердце. Так как было очень холодно – минус десять мороза – мы решили согреться горячительным напитком. Все, кто замерз, в том числе и Саша, выпили, согрелись и приступили к съемкам. Прозвучала команда «Мотор!» По сюжету Саша должен был сымитировать, как он отрубает голову капитану, которого играет Хайрулло-ака. Он должен был просто взмахнуть мечом и остановить у головы «капитана». Что делает Саша? У Саши от холода руки не слушаются, тем более выпито небольшое количество спиртного, он поднимает меч и… НЕ останавливает его у головы Хайрулло-ака. А мы все слышим такой глухой «тук» по черепу! У нас у всех – челюсть до пола: меч-то настоящий, между прочим, хоть и не заточенный, что нас и спасло. Меж тем, Хайрулло-ака поворачивается к Молдаханову и спокойно так говорит: «Саша, пожалуйста, осторожно». А Сейдулла ему в ответ: «Да, конечно, конечно, Хайрулло-ака!» Все, давай дубль два! Мотор! Поехали! И… Опять мы услышали глухой стук по черепу – тук! Тут Хайрулло-ака снова повернулся к Саше и мы услышали бога-атый русско-узбекский мат (смеется).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

А где именно проходили съемки фильма?

В городке Фариш в Джизакской области Узбекистана есть прекрасное озеро Айдар-куль, гигантское – триста километров, края не видно. Прибрежная зона Окинавы очень похожа на это место. Там мы обнаружили какой-то ржавый-ржавый корабль, который еле на плаву держался. Мы нашли его хозяина, отдраили судно, почистили, покрасили под японский корабль, моторы заменили, все починили. И начали съемки.

А каким образом Ваш фильм попал на Московский международный кинофестиваль?

Мы изначально хотели, чтобы у фильма была некая фестивальная жизнь. И послали его в Канны. Юсуф Разыков мне сказал тогда: «Что-то очень смело ты замахнулся, парень! Выше себя не прыгнешь! Поэтому ты смотри – падать будет очень больно». И когда мне из Канн сообщили, что фильм не прошел на фестиваль, я плакал как маленький мальчик. Но мы послали картину одновременно на несколько фестивалей – и в Шанхай, и в Пекин, и в Москву, то есть – на фестивали класса «А». И, слава Богу, нам пришло приглашение на Московский кинофестиваль.

Мы участвуем не в основном конкурсе, на который допускаются только мэтры, люди, которые много снимали, а в «Перспективе», предназначенном для молодых режиссеров, необязательно дебютантов, но - перспективных. Я был удивлен, когда пришел на показ одного из фильмов, читаю релиз, а там указано, что это – десятая картина режиссера. Я же - один из дебютантов, у меня нет в запасе ни одной картины – ни короткометражки, ни документалки, вообще ничего. Даже если я клипов наснимал штук двести, то это не в счет. Когда я начал снимать кино, понял, что это совершенно другой вид искусства. И трудности, которые возникают при съемках фильма, несопоставимы с трудностями при съемках клипа.

Сегодня премьера Вашего фильма в Москве. Что бы Вы хотели сказать своим зрителям?

То, что мы сняли, это кино, которое могут смотреть и 16-17-летние подростки, и 50-60-летние люди. У нас нет возрастного ценза. Приходите и посмотрите, как, при желании, можно и в Узбекистане «свернуть горы» и снять хорошее кино.

В «Шиме» каждый может найти для себя какие-то моменты, над которыми сочтет нужным задуматься. Фильм завершается словами, которые могут охарактеризовать весь смысл картины: «Жизнь человека легче пуха. Долг перед императором тяжелее горы». То есть, мысль такова: человеческая жизнь – ничто, долг перед императором превыше всего.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Может, с моей стороны нескромно будет сказано, но я стараюсь быть настоящим патриотом своей родины. У меня было много предложений из Казахстана, от «Казах-фильма», где очень активно поддерживают молодых режиссеров. Когда съемки моего фильма остановились, мне предложили полмиллиона долларов при условии, что я выступлю как режиссер из Казахстана. Я сказал: «Конечно, огромное спасибо, но я хочу позиционироваться как узбекский режиссер».

Я хочу поднять уровень Узбекистана. Не забывайте, что во времена СССР именно «Узбекфильм» был третьей киностудией (после «Мосфильма» и Киностудии имени Довженко) по величине, объему работы, по уровню. С «Узбекфильма» вышло немало талантливых артистов, настоящих звезд кино. Тот же Тимур Бекмамбетов работал на «Узбекфильме» простым художником-декоратором. Или Джаник Файзиев, который тоже начинал с «Узбекфильма». Сергей Алибеков – известный анималист-мультипликатор тоже оттуда. Считаю, что мы должны жить, учиться, работать во благо своей родины. Это очень важный момент, потому что если не мы, то кто это сделает? Рано или поздно это оценят.

Баходыр Юлдашев. Фото ИА Фергана.Ру
Баходыр Юлдашев. Фото ИА «Фергана.Ру», Москва, 26 июня 2007 года

«Шима» (2007)* Продолжительность: 93 мин.
* Режиссёр: Баходыр Юлдашев
* Сценарий: Юсуп Разыков, Баходыр Юлдашев
* В ролях: Сейдулла Молдаханов, Михаил Водзуми, Анвар Кенжаев

1975 год. В поисках отца, журналист Синтаро попадает на остров вместе с группой малознакомых людей. Их проводник, капитан Ямада, бросает Синтаро и его попутчиков на острове, где они попадают в плен к сумасшедшему солдату. Всяческие попытки объясниться с ним безуспешны — для выжившего из ума вояки Вторая мировая война все еще продолжается. Прожив на острове месяц, под командованием безумного солдата, они и сами начинают в это верить. А вскоре, получив оружие, уже все вместе начинают укреплять боевые позиции, готовясь к нападению неведомого врага. ( Film.ru)

Материалы предоставлены
агентством WPS.

Автор Комментарий
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Все может быть,где сейчас все в порядке?

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Фильм не видел, но слыщал что с финансированием не в порядке