Прикаспийские государства обсуждают судьбу Каспийского моря

Александр Потапов
Новая газета, N46, 25.06.2007, с. 8

На днях в Тегеране состоялось совещание министров иностранных дел прикаспийских государств по проблеме правового статуса Каспия. Главы внешнеполитических ведомств Казахстана, Азербайджана, России, Туркменистана и Ирана обсудили проект итоговых документов второго саммита прикаспийских государств.

Когда-то статус Каспийского моря ни у кого не вызывал вопросов: море и его богатейшие ресурсы, казалось, раз и навсегда были поделены между СССР и Ираном. После 1991 года ситуация изменилась. Новые государства поставили вопрос о переделе акватории Каспия, заявили о своих правах на эксплуатацию морских и приморских ресурсов (в общем-то, справедливо), а советско-иранский подход к проблеме, закрепленный договорами 1921-го и 1940 годов, сочли ошибочным.

С начала 1990-х идет переговорный процесс с участием всех прибрежных государств (России, Ирана, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана). Например, в июле 1998 года Казахстан и Россия заключили соглашение о разграничении дна северной части моря. 29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года Казахстан и Азербайджан тоже урегулировали взаимные разногласия по поводу разграничения каспийского дна. В ноябре 2003 года подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспия, а в мае 2003-го между Казахстаном, Азербайджаном и Россией было заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков морского дна. Кроме того, с 1996 года идет подготовка Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Над этим документом работает рабочая группа на уровне замминистров иностранных дел (заседания проводятся поочередно на территории каждого прикаспийского государства). Тем не менее решение проблемы затягивается.

На совещании в Тегеране участники переговорного процесса в очередной раз озвучили свои позиции. Россия, Казахстан и Азербайджан сходятся на том, что каспийское дно вместе с шельфовыми месторождениями нефти и газа следует поделить, а поверхность моря оставить общей. В остальном позиции разнятся.Позиции России и Казахстана по разделу Каспийского моря наиболее близки, поэтому между Москвой и Астаной спорных вопросов, касающихся делимитации и раздела морских ресурсов, практически не осталось.

Казахстан рассматривает Каспий как закрытое море, к которому следует применить положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, касающиеся режимов и ширины различных участков моря (установление территориального моря, рыболовной зоны и общего водного пространства). Казахстанский министр иностранных дел Марат Тажин заявил в Тегеране, что «внешний предел территориального моря должен являться государственной границей, в пределах которой прибрежное государство будет обладать всей полнотой суверенных прав, что обеспечит гарантии безопасности в контексте обеспечения нерушимости границ и территориальной целостности. Рыболовство и использование биоресурсов необходимо осуществлять в соответствующих зонах, в которых стороны будут обладать исключительными правами на их добычу, а также в открытом море на основе согласованных квот вылова и лицензирования промысла. <...> В будущей Конвенции о правовом статусе Каспия необходимо также отразить право внутриконтинентальных прикаспийских государств на свободу транзита всеми транспортными средствами и доступа к другим морям и Мировому океану, закрепленное в ряде универсальных международных договоров».

Переговоры о судьбе Каспийского моря идут неспешно, по-восточному обстоятельно. Первый саммит глав прикаспийских государств состоялся в Ашхабаде в апреле 2002 года. Следующая встреча на высшем уровне состоится ближе к готовности итогового документа. Консенсус как принцип переговоров должен обеспечить учет интересов всех стран бассейна Каспия. Восточные традиции предписывают не делать резких движений в отношениях с соседями: они даны навсегда. И море тоже не передвинешь.

Материалы предоставлены
агентством WPS.