На нервах

Марина Фоменко
Время новостей, 07.11.2006, с. 9

Диалог с центральноазиатским искусством в рамках фестиваля «Розамира»

В особняке Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке представлен проект Виктора Мизиано «Искусство Центральной Азии. Актуальный архив», показанный в 2005 году на Венецианской биеннале. Работы сделаны в разных жанрах: видеоарт, инсталляции и перформансы. Художники живут в бывших союзных республиках — Казахстане, Киргизстане, Таджикистане и Узбекистане. Интересы многих из них пересекаются в области перформанса и видеоарта. Только в видеоархиве выставки можно посмотреть около 70 произведений: и работы молодых художников Таджикистана, недавно открывших жанр видеоарта в своей стране, и ретроспективу перформансов известных художников стран Центральной Азии за последние пятнадцать лет.

Алма-атинский радикальный перформанс 90-х годов привлекает внимание провокативностью жеста. «Птица Кораз» и Neue Kasachische Kunst Каната Ибрагимова обращены к древним ритуалам жертвоприношения. Публичное заклание животных, искусство, созданное теплой кровью, отсылает к венскому акционизму. Это шокирующие акции, исследующие границы дозволенного. Петух (по-казахски кораз), он же птица-кораз из греческой мифологии, напоминает о ритуале смерти-возрождения. Этот петух приносится в жертву на фоне портрета президента Назарбаева. Распятую на доске птицу можно принять за символ мученичества, а можно — за символ державной власти.

Пощекотать нервы зрителей удалось многим азиатским перформансистам. Головы живых людей, закопанных в землю, — в видеоперформансе Ербосына Мельдибекова «Пол Пот». Почти каждому обитателю постсоветского пространства они напомнят фильм «Белое солнце пустыни», знаменитое полотно Василия Верещагина «Апофеоз войны» и Кампучию — страну, превращенную в кладбище Пол Потом, диктатором, менталитет которого, по мнению автора, так близок народам Центральной Азии.

Перформансы ныне распавшейся группы «Кызыл трактор» из Чимкента обращены к доисламскому прошлому Казахстана, к мифологии и древним ритуалам. Один из участников группы Саид Атабеков в видеоинсталляциях и перформансах создает завораживающее пространство, выпадающее из повседневности и живущее по своим собственным ритмическим законам. Его отстраненные обитатели выполняют предназначенную им миссию. Это и странствующий дервиш-художник из Walkman, несущий свой дар как крест, и женщина, в бескрайней степи качающая младенца в люльке с ручкой в виде автомата Калашникова («Снайпер»), и мальчик из «Ноева ковчега», собирающий кого сможет под свои знамена.

Перформансы Алмагуль Менлибаевой, объединенные мифологическим лейтмотивом дороги (видеоинсталляция «На дороге»), причудливые и декоративные, создают яркий и загадочный образ восточной женщины. Образ женщины присутствует и в чувственной поэтической видеоинсталляции Рустама Хальфина и Юлии Тихоновой «Северные варвары», реконструирующей древние обычаи кочевников.

Художники из Киргизстана Гульнара Касмалиева и Муратбек Джумалиев показывают нашу современницу — челночницу, своим исполнением некогда популярной советской песни вызывающую и улыбку, и сострадание (видеоинсталляция «Транссибирские амазонки»). Эта работа и может служить символом пересечений, перекрестков и дорог постсоветского мира.

Материалы предоставлены
агентством WPS.