«Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы» - так называется международная конференция, которая пройдет 26-28 июня 2007 года в городе Худжанде (Таджикистан). Организаторами конференции являются Центр геополитических исследований Российско-Таджикского Славянского университета, Общественный фонд Александра Князева, Институт Центральной Азии и Кавказа, Лаборатория «Россия и Восток» (г.Барнаул). Главным информационным партнером конференции является Информационное агентство «Фергана.Ру». Среди информпартнеров также газета «Бизнес и политика» (г.Душанбе), Центр поддержки СМИ (г.Душанбе), Таджикский государственный институт языков. О предстоящей конференции корреспонденту ИА «Фергана.Ру» рассказал доктор исторических наук, профессор, член Научного совета Московского фонда Карнеги Алексей Малашенко.
В последнее время в политических и экспертных кругах активно обсуждаются интеграционные инициативы Казахстана. В этом контексте рассматривается и апрельский визит Нурсултана Назарбаева в Бишкек, и уже июньский – Курбанкули Бердымухамедова в Астану.
В Центральной Азии и на уровне обществ, и на уровне элит польза от интеграции выглядит пока достаточно спорной. Отсутствует сама модель интеграции, и пока что не видно особого стремления ее создать. Нужен ли Центральной Азии лидер, который возьмет на себя функции интеграционного локомотива, - вопрос спорный еще в большей степени. Во всяком случае, трудно предположить, чтобы Таджикистан или Кыргызстан чувствовали себя уютно «под крылом» Узбекистана, а последний возьмет да и смирится с казахстанским доминированием. И уж, конечно, с ролью младшего брата никогда не согласится туркменская элита, расправившая плечи после многолетнего смирения перед великим сердаром. Так что «зонтичный вариант» интеграции представляется нереальным. Да и вообще, национально-государственные интересы пока слишком однозначно преобладают над интересами какой-либо региональной интеграции…
Тем не менее, достаточно часто звучат утверждения о том, что без интеграции позитивное развитие центральноазиатского региона вообще невозможно. Вот и президент Казахстана заявляет, что «безопасное и стабильное будущее Центральной Азии Казахстан видит в политической и экономической интеграции государств региона».
Бедным странам и обществам интеграция дается труднее, нежели богатым. Среди «бедняков» ярче проявляют свои амбиции те из них, кто на фоне всех прочих является относительно преуспевающим, а потому претендует на роль лидера интеграционного процесса и стремится занять доминирующую роль. В Центральной Азии на эту роль претендуют Казахстан и Узбекистан, для которых это означало бы повышение не только регионального, но и международного статуса. В последние годы Казахстан вырвался вперед, но с точки зрения вероятности усиления интеграционных процессов это мало что означает. История стран Центральной Азии постсоветского времени показывает, что каким-то исключительным стимулом для региональной интеграции не стали ни внутренние, ни внешние угрозы. Да, время от времени весьма высокой становится вербальная активность, но великое множество переговоров, визитов, симпозиумов и семинаров по этой тематике существуют параллельно реальному положению дел. Проблема безопасности для каждой страны решается почти исключительно на национальном уровне.
Насколько заинтересованы в центральноазиатской интеграции внешние игроки?
На мой взгляд, Китай сдержанно демонстрирует осторожный оптимизм, Россия в высокой степени разуверилась в возможностях центральноазиатской интеграции и прагматично все более переходит на уровень двусторонних отношений. В США вынашивается идея о необходимости переосмысления Центральной Азии как уже сложившегося ареала, о расширении границ региона в южном направлении, с включением в это понятие Афганистана, Ирана и даже Пакистана…
И все так пессимистично, никаких надежд?
В наиболее пессимистическом варианте нестыковка национальных интересов будет по нарастающей вести к систематическому обострению отношений между бывшими советскими республиками, которые все интенсивнее будут закреплять свои отношения с внешними партнерами. Тогда о какой-либо интеграции можно будет забыть надолго. Единогласное решение всех национальных элит объединить экономические и политические усилия, создать общий рынок, сформировать некую общерегиональную организацию с делегированием ей наднациональных (пусть и незначительных) полномочий – просто нереально, это прожектерство. Реальным форматом является, на мой взгляд, сотрудничество по ключевым проблемам, постоянный диалог, в том числе – с участием тех или иных внешних игроков. Например, под эгидой ШОС или ЕврАзЭС. Это не всегда эффективно, но лучше бесконечных ритуальных заклинаний об интеграции, продолжающихся уже много лет.
С нами c 2007-02-11
По моим наблюдениям вообще мало кто (если и есть кто) из российских "политолухов" хорошо разбирается в предмете. По-моему, они все до единого конъюнктурщики и в этом смысле мало отличаются об обычных журналюгендов.
Конечно, иногда встречаются более-менее адекватно отображающие проблему статьи. Но редко. Обычно две крайности - "про" и "контра", как бы их не маскировали написатели. В принципе, может это и нормально, если считать это пропагандой. Ну а более-менее адекватный анализ идет по другим - необщедоступным - каналам. Хочется в это верить.
С нами c 2006-11-09
Я до сих пор помню, как этот Малашенко и его центр "Карнеги" за полгода президентских выборов 2006 года прорицал, что западные партнеры не поддержат НАНа. "Факт отсутствия Назрабаева на посту президента Казахстана для них некритичен", глубокомысленно изрекал он. Ну, и какова теперь цена любым его словам? :о)
С нами c 2007-02-11
Из перечисленных способов восприятия процессов в ЦА тремя крупными силами в регионе наиболее адекватным выглядит американский, за исключением идеи включения в ЦА чуждых ей Афганистана, Пакистана или Ирана. Китайский способ оценить трудновато, потому что истинный все равно не доступен нашему пониманию, а российский ярко и характерно, хотя и эзоповым языком, отображен в данном тексте.
В последнем абзаце Малашенко сдавленно изложил квинтэссенцию скрытых (подавляемых и вытесняемых) мечтаний Москвы о сценарии дальнейшего развития событий в ЦА.
Чего только стоит утверждение о том, что "...реальным форматом интеграции ...является диалог ...под эгидой ШОС/Евразэс" (т.е. стран-лидеров региона, т.е. в нашем случае, РФ, если уж прикрываться аббревиатурами;-) ) в отличие от нереального, который есть "бесконечные заклинания об интеграции":-)