Содружество раздирают серьезные двусторонние взаимные претензии

Светлана Гамова
Независимая газета, 18.06.2007, с. 18, 19

10 июня в Санкт-Петербурге состоялся неформальный саммит глав государств СНГ. Основным его отличием от подобных мероприятий прежних лет стал фон, на котором он проходил, определивший, по сути, тон и итог саммита. Таковым стал Международный экономический форум, а также встреча лидеров «большой восьмерки». Успех российского Давоса, а также позитив, отмеченный на G8 в отношении России, стали главными аргументами для активизации двусторонних диалогов в рамках саммита Содружества и основанием для продолжения дальнейшего существования СНГ, которое, по словам его председателя, президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, так и не смогло стать эффективным.

Несмотря на очевидную слабость этого межрегионального объединения, вместо приговора ему прописан очередной рецепт реформирования. Хотя всем понятно, что основные интеграционные процессы теперь будут происходить не в самом Содружестве, а в группах входящих в него стран по интересам. Но все же СНГ сохранится, что по большому счету уже сенсация. Правда, сохранится оно скорее как зона российских интересов с явным преобладанием центральноазиатского вектора.

Знаковыми для Содружества моментами можно считать презентацию на саммите нового президента Туркмении и ряд заявлений, сделанных главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. В совокупности эти факты свидетельствуют о новой тенденции в Содружестве: Центральной Азии становится тесно в рамках СНГ, и она стремится проложить путь к океану и выйти на новые, более перспективные рынки. В контекст этого стратегического плана вписываются инициативы Назарбаева о переброске сибирских рек в Центрально-Азиатский регион и строительстве канала, соединяющего Каспий с Черным морем. Поднятые из советских запасников проекты, по мнению президента Казахстана, помогут выходу товаров стран СНГ на рынки Европы. Для чего, по словам Назарбаева, необходимо более активно использовать инфраструктуру России и Казахстана. «Центральная Азия не имеет выхода к Мировому океану, его может обеспечить Россия, а если она на это не пойдет, нам придется искать альтернативные пути», - сказал казахстанский лидер, подчеркнув при этом, что «здесь нет политики, только экономический подход».

Саммит показал, что евразийское направление СНГ будет в ближайшие годы активно развиваться не в пример другим региональным объединениям. Некоторую стагнацию может переживать ГУАМ, саммит глав государств которого, запланированный на следующей неделе в Баку, не будет полным: на него впервые не приедет президент Молдавии Владимир Воронин.

Чтобы не повышать и дальше коэффициент неэффективности СНГ, лидеры стран Содружества договорились рассматривать не более одной проблемы в год, в текущем решили остановиться на миграции. А затем перейти к транспорту и коммуникациям.

* * *

За пятнадцать с лишним лет существования СНГ вопрос, почему альянс находится в аморфном состоянии, не сходит с повестки дня. Предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на июньском неформальном саммите глав государств Содружества в Санкт-Петербурге о рассмотрении одного (!) вопроса в год - лишь подтверждает неэффективность организации. И такое положение не назовешь нелогичным. Когда в некой условной группе из трех субъектов отношения двух из них натянуты, то наивно надеяться, что «объединенная троица» может стать устойчивой развивающейся структурой - этого не допустят противоречия между «парой».

В СНГ - 12 стран, и найти нормальные двусторонние отношения между отдельными представителями альянса непросто, при том что практически у всех есть претензии к России, остающейся главным субъектом Содружества. Более того у некоторых государств - масса претензий друг к другу. Достаточно серьезных, чтобы надеяться на то, что они в перестройке Содружества по образцу Европейского Союза, что предлагается для наполнения СНГ реальным смыслом, не станут неодолимым препятствием.

Белоруссия

Россия. Отношения в кризисе. В апреле 1996 года был подписан договор о создании Союзного государства. Предполагалось, что на территории двух стран будет создано единое экономическое пространство со свободным перемещением людей, капиталов и товаров. Планировалось, что сначала российский рубль станет единым платежным средством Союзного государства, а затем появится некая общая валюта. Однако Белоруссия ограничила вхождение на свой рынок и российского капитала, и товаров и, выдвинув неприемлемые условия, фактически отказалась от идеи единой валюты. После этого Россия объявила о переходе на рыночные отношения с Белоруссией, повысила цены на газ, изменила условия поставки нефти. Минск обвинил Москву в срыве союзных договоренностей и намерении лишить страну независимости, включив в состав РФ. Последний год прошел под знаком «торговых войн».

Украина. Украина не признает наличие госдолга перед Белоруссией. В Минске же считают, что он составляет почти 150 млн. долл. - в период распада СССР Белоруссия оплатила некий объем продукции, но не получила. В Киеве на это отвечают, что поставщиком выступало не государство, а субъекты хозяйствования. Ситуацию усугубляет то, что Минск увязывает вопрос финансовых обязательств Украины с ратификацией белорусско-украинского договора о госгранице от мая 1998 года. Минск также подозревает Киев в намерении поделиться «оранжевой заразой».

Молдавия. Стороны констатируют нереализованный потенциал двусторонних торгово-экономических отношений. Молдавия не начала реализацию ни одного из предложенных Белоруссией проектов (сборка белорусских троллейбусов, тракторов и т.д.). В начале этого года Молдавия прекратила поставки вина и виноматериалов в Белоруссию, движимая желанием увеличить поставки вина бутилированного. «Винный конфликт» завершился в конце марта созданием СП, через которое возобновились поставки в Белоруссию. Имеются у сторон и политические разногласия. После президентских выборов в Белоруссии Молдова поддержала декларацию ЕС о признании их итогов недействительными. Ориентированная на Европу Молдавия иногда позволяет себе высказывания о недемократичности белорусской власти, что вызывает раздражение официального Минска.

Грузия. Минск опасается «экспорта» из Тбилиси революции. Граждане этой страны, подозреваемые властями Белоруссии в революционных наклонностях, депортировались из страны. Тбилиси, в свою очередь, считает белорусскую власть недемократичной, что препятствует политическому диалогу на высшем уровне. При этом Тбилиси признателен Минску за то, что, несмотря на давление Москвы, белорусский рынок остался открытым для грузинских вин и минеральных вод и не был ужесточен визовый режим с Грузией. Тем не менее особого потепления это не вызвало.

Армения. Претензии не зафиксированы. На дипломатическом уровне выражалось сожаление, что торговые отношения не столь высокого уровня, как могли бы быть.

Азербайджан. Отношения активизировались. Стороны обмениваются визитами на высоком уровне, прорабатывается возможность реализации ряда совместных проектов в топливно-энергетической сфере. Речь, в частности, идет о переработке азербайджанской нефти на белорусских НПЗ.

С центральноазиатскими странами нет ни раздражающих факторов, ни показательных примеров продуктивного сотрудничества. С Киргизией в последнее время отношения сдвинулись с «нулевой точки», в сентябре ожидается визит Александра Лукашенко в Бишкек.

Молдавия

Россия. Начиная с 1991 года (момент провозглашения независимости Молдавии) основным требованием Кишинева к Москве был вывод российских войск с территории Приднестровья. В 1993 году эта претензия вошла отдельным пунктом в специальное соглашение ОБСЕ. Согласно этому документу Россия должна была эвакуировать остатки бывшей 14-й армии и вывезти из восточного региона Молдавии оружие и боеприпасы в 1999 году. Однако склады российских вооружений все еще остаются в Приднестровье, а вместе с ними и военнослужащие, их охраняющие. Вывод российских войск тесно увязан еще с одной глобальной проблемой молдавской политики - урегулированием приднестровского конфликта. В канву переговоров по разрешению этой проблемы вписана еще одна претензия руководства Молдавии к России: Кишинев настаивает на том, чтобы Москва перестала экономически и политически опекать Тирасполь, а российские миротворцы либо вовсе покинули зону безопасности на Днестре, либо из сочувствующей сепаратистам (так утверждают молдавские политики) категории трансформировались бы в нейтральную структуру. Обижаются в Кишиневе и на то, что Россия закрыла свой рынок для молдавского вина.

В области политики российские претензии к Кишиневу касаются только Приднестровья, в котором проживают 100 тыс. граждан РФ. Этот факт Москва использует как основной аргумент при мотивации собственных интересов в регионе. РФ не поддерживает экономическую блокаду региона, организованную Кишиневом при поддержке Киева, и пытается «выторговать» на переговорах по урегулированию конфликта максимально выгодные для русскоязычного региона условия вхождения в общий с Молдавией дом.

Молдавия входит в межгосударственное объединение ГУАМ (Грузия-Украина-Азербайджан-Молдавия), претендующее на статус «стратегического». С остальными членами СНГ - отношения ровные, не отягощенные ни претензиями, ни тесным партнерством.

Украина

Россия остается номинально главным стратегическим партнером Украины. Наиболее болезненными в отношениях с Москвой для Киева остается цена на энергоносители и тотальная энергетическая зависимость. Острыми также являются вопросы дислокации Черноморского флота РФ на территории Украины, присутствие российского капитала в приватизационных процессах на Украине, взаимозависимость двух стран в авиационной, космической и военной промышленности, подписание договора о зоне свободной торговли без изъятий и ограничений. В последнее время участились обвинения в адрес Москвы во вмешательстве во внутренние дела Украины. Россия, в свою очередь, упрекает Украину в недостаточном участии в ЕЭП, в проблемах нелегальной трудовой миграции, ущемлении русского языка на территории Украины, в чрезмерной евроатлантической устремленности. Неурегулированными пока остаются взаимные территориальные претензии в Азово-Керченском проливе.

Молдавия. В рабочем порядке решаются таможенные вопросы. Особое место занимают отношения с Приднестровьем. Координационный совет общественных организаций непризнанной Приднестровской Молдавской Республики в свое время обратился к Украине с просьбой отменить распоряжение о новых таможенных правилах на приднестровско-украинской границе, которое привело к экономической блокаде Приднестровья.

Не в полной мере урегулированы вопросы признания собственности - Кишинев претендует на передачу ему ряда домов отдыха и пансионатов на берегу Черного моря.

Грузия. Отношения подчеркнуто дружественные. В период украинской оранжевой революции Грузия выступила на стороне Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Тбилиси и Киев тесно сотрудничают в формате ГУАМ, в планах по реализации энергетических проектов по поставкам каспийских нефти и газа в Европу в обход России. Украина является важным военным партнером Грузии и серьезным поставщиком военной техники для модернизирующейся грузинской армии. Отношения между странами подкрепляются личной дружбой президентов.

Армения. Серьезных противоречий нет. Однако Ереван не может радовать тесное сотрудничество Украины с Азербайджаном в военной сфере. На дипломатическом уровне выражалось сожаление, что уровень торговых отношений ниже потенциала.

Азербайджан. Претензии не зафиксированы.

Казахстан. Украина обеспокоена возможным отказом Казахстана от участия в создании нефтяного маршрута Одесса-Гданьск в обход России с использованием уже существующих трубопроводов Одесса-Броды и Плоцк-Гданьск. От участия Казахстана во многом зависит продвижение проекта, поскольку ресурсов Азербайджана для его реализации недостаточно. В противном случае идея создания транскаспийских трубопроводов с участием Украины в обход России потерпит фиаско. Президент Виктор Ющенко не раз призывал Казахстан принять участие в проекте.

Узбекистан. Украина претендует на реализацию инвестиционных проектов по разработке газовых месторождений, а также хотела бы принять участие в реконструкции узбекской части газотранспортной системы с целью увеличения импорта газа из Туркмении и Узбекистана. Узбекистан, хотя и недостаточно настойчиво, но добивается возврата госдолга Украины за 1992-1993 гг., который составляет 49,7 млн. долл. Между странами не работает Соглашение о зоне свободной торговли, подписанное еще в 2004 г. - тогда Украина и Узбекистан впервые в СНГ ввели режим свободной торговли без изъятий.

Туркмения. Украине так и не удалось подписать долгосрочные газовые соглашения для стабильных поставок по фиксированным ценам, что позволило бы добиться большей независимости от главного поставщика России. В свою очередь, Ашхабад давно поднимает тему возврата долгов за газ. Впрочем, окончательная сумма на сегодня не определена. При этом между странами достигнута договоренность о том, Украина поставит Туркмении в счет погашения долга трубопрокатной продукции на 55,1 млн. долл. Отношения двух стран изрядно испортил скандал, когда сразу после смерти президента Туркменбаши в Киев по приглашению высокопоставленного украинского чиновника из разных стран Европы прибыли туркменские оппозиционеры, не скрывавшие претензий на активное участие во внутриполитической жизни Туркмении.

Таджикистан. Претензии не зафиксированы.

Киргизия. До недавнего времени Киргизия добивалась выплаты долга, возникшего на момент распада СССР, и не давала согласия на вступление Украины в ВТО. Согласно последним договоренностям задолженность будет погашена путем технической и гуманитарной помощи.

Грузия

Россия - жесткий кризис. Президент Михаил Саакашвили открыто обвиняет Россию в поддержке сепаратистов в Абхазии и Южной Осетии, в посягательстве на территориальную целостность страны. Пик кризиса пришелся на осень прошлого года. С тех пор между Тбилиси и Москвой нет транспортного сообщения, лишь в конце мая Россия частично возобновила выдачу виз гражданам Грузии. Поставки грузинской продукции на российский рынок запрещены. В Тбилиси считают, что Москва наказывает Грузию за «излишнюю самостоятельность», за твердый курс Грузии на интеграцию в НАТО, за сотрудничество с США. В противовес Грузия тормозит завершение переговоров по вступлению России в ВТО.

Москва, со своей стороны, обвиняет Тбилиси в антироссийской политике по всем направлениям. Многие грузинские и российские аналитики считают, что причиной кризиса стали личные отношения между президентами. Надежды на улучшение после встречи президентов в Санкт-Петербурге малы.

Армения - отношения ровные, однако ни в политике, ни в экономике той динамики, что присуща, например, грузино-азербайджанским отношениям, не наблюдается. В условиях полной блокады транспортных магистралей Армении со стороны Азербайджана и Турции Грузия по своей железной дороге через свои черноморские порты обеспечивает связь Еревана с внешним миром. Сложности в межгосударственных отношениях периодически возникают из-за проблем южногрузинского региона Джавахети, населенного преимущественно армянами. В Тбилиси периодически предъявляют претензии к Еревану из-за поддержки армянских радикально-националистических организаций этого региона, поднимающих вопрос о предоставлении Джавахети статуса автономии. Не забывают в Тбилиси и то, что во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов на стороне сепаратистов воевал батальон имени маршала Баграмяна, сформированный из живущих в Абхазии армян. Возмущение Тбилиси вызвали планы Еревана занять нишу винодельческих продуктов после введенного Россией эмбарго.

Армения, со своей стороны, время от времени выражает недовольство отсутствием должного внимания властей Грузии к социальному развитию Джавахети. Разочарование Еревана вызвало участие Грузии в железнодорожном проекте Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс, затеянном в обход Армении. В Ереване также считают завышенными тарифные ставки Тбилиси в сфере транспорта, главным образом на железной дороге. Периодические споры возникают по поводу национальной принадлежности исторических памятников, церквей.

Азербайджан. Отношения стратегического партнерства. В их основе участие Грузии как транзитной страны в реализации азербайджанских энергетических и транспортных проектов (нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, проектируемая железная дорога Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс). Азербайджан и Грузия являются партнерами в рамках организации ГУАМ. У Баку, правда, возникают претензии к Тбилиси из-за проживающей в Грузии азербайджанской диаспоры. Кроме того, в последнее время обострились противоречия по поводу монастырского комплекса Давид-Гареджи, часть которого находится на грузинской территории, а часть - на азербайджанской и используется для нужд погранвойск Азербайджана.

Казахстан. Отношения в последние годы активизировались. Казахстан - один из крупнейших инвесторов, активно внедряется в гостиничный бизнес Грузии, особенно в Аджарии, вкладывает крупные средства в энергетику (компания «КазТрансГаз» владеет тбилисской газораспределительной сети). В политическом плане отношения ровные. Власти Грузии не раз заявляли, что поддержат кандидатуру Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году.

Узбекистан. Отношения не выходят за рамки дипломатических. Контактов на уровне высшего руководства немного - в основном на саммитах СНГ. Товарооборот минимальный. Разочарование в Грузии вызвало решение Узбекистана выйти из состава ГУАМ. Но взаимных претензий между Тбилиси и Ташкентом не зафиксировано.

Туркмения. Претензии Ашхабада после частичного погашения Грузией долга за газ путем поставок продукции и ремонта туркменских военных самолетов на тбилисском авиазаводе сошли на нет. Со сменой власти в Туркмении Тбилиси надеется, что эта страна присоединится к энергетическим проектам, в которых активно участвует сама Грузия. В Тбилиси ожидается визит президента Гурбангулы Бердымухаммедова.

С Таджикистаном и Киргизией особых отношений не замечено. Хотя в ходе революции в Киргизии Тбилиси, как уже стало привычным, поддержал «революционеров» и даже «десантировал» в Бишкек небольшую делегацию участников грузинской революции роз.

Армения

Россия - «стратегическое партнерство». При этом Ереван негативно относится к ценовой политике Москвы в сфере энергетики, недоволен простаивающими предприятиями, переданными России в счет госдолга, встревожен участившимися убийствами армян в России, хотя официальные структуры Армении эти преступления местной общественности пытаются преподнести как чисто криминальные, не имеющие этнических причин.

К претензиям Москвы можно отнести замечание Владимира Путина о том, что не Россия занимает первое место в списке торговых партнеров Армении. Впрочем, с недавних пор эта «оплошность» устранена.

Азербайджан - состояние невозобновления огня. Ведутся нерезультативные переговоры по урегулированию карабахского конфликта. Руководство Азербайджана не исключает возможность применения военной силы, если проблему не удастся решить мирно.

На дипломатическом уровне Ереван при подходящих случаях выражает сожаления по поводу слабо развитых отношений с Казахстаном, Узбекистаном, Туркменией, Таджикистаном, Киргизией, но дальше этого дело не идет, исключая формат ОДКБ.

Азербайджан

Россия - отношения ровные. На политическом уровне говорят о стратегическом партнерстве. При этом Баку негативно относится к военному сотрудничеству Москвы с Ереваном, переброске российской военной техники и вооружений из Грузии в Армению и находящейся в этой стране российской военной базе. Баку также недоволен ограничениями прохода своих судов через канал Волго-Дон, позицией российских государственных телеканалов и академических изданий в освещении истории Азербайджана и карабахского конфликта, встревожен положением своих соотечественников в России и участившимися фактами убийства азербайджанцев.

К ответным претензиям Москвы можно отнести усиление позиций Запада в Азербайджане, а также интенсифицирующееся сотрудничество Баку с НАТО.

С центральноазиатскими государствами у Азербайджана развивающиеся отношения. Перспективными видятся возможные совместные энергетические проекты с Казахстаном и Туркменией, с которой в период президентства Сапармурата Ниязова возникали споры по вопросам принадлежности каспийских углеводородных месторождений. Баку пытается найти общий язык с новым руководством Туркмении.

Казахстан

Россия - «стратегическое партнерство». При этом Москва ревниво относится к контактам Астаны с Западом. Москву беспокоит возможное участие Астаны в энергопроектах в обход России. Кроме того, настороженность Москвы вызвала «Новая военная доктрина Казахстана», предусматривающая перевод компонентов оборонительной системы на образцы НАТО.

Узбекистан - конкурент Казахстана в вопросах регионального лидерства. Раздражение Ташкента вызывают интеграционные идеи президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с амбицией на главенство в Центральной Азии. Очень болезненный вопрос - раздел водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи. Несмотря на то что приграничные вопросы урегулированы, тем не менее Узбекистан имеет исторические претензии на ряд городов Чимкентской и Кзыл-Ординской областей, перешедших Казахстану в 1920-х годах.

Туркмения - после прихода к власти Гурбангулы Бердымухаммедова, отношения стали приобретать динамизм. Нурсултану Назарбаеву удалось «зажечь» соседа интеграционными идеями. Между Казахстаном и Туркменией будет проложена новая железнодорожная линия вдоль Каспия, по которой туркменские грузы будут доставляться в Россию и Европу. Страны заключили соглашение об обмене медиа-продукцией.

Таджикистан - экономические связи. Казахстан активно скупает таджикские банки. Масса подписанных в 2006 г. во время визита президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Астану документов экономического толка реализации пока не получила. Казахстан считает Таджикистан не готовым к сотрудничеству, но условия, которые выдвигает сам, Душанбе настораживают - таджикская сторона опасается фактического поглощения промышленности и сельского хозяйства могущественным и куда более развитым соседом.

Киргизия - партнерство. В апреле стороны подписали соглашение о сотрудничестве. Бишкек не против покровительства более мощного соседа, несмотря на звучащие все чаще упреки в фактическом поглощении этой страны Казахстаном. Тревогу в бишкекских кругах вызывает активность Казахстана в приобретении объектов отдыха на озере Иссык-Куль, принадлежащих Киргизии. При этом киргизские власти на официальном уровне поддержали идею Назарбаева о Центрально-Азиатском экономическом союзе.

Киргизия

Россия. Бишкек пытается полностью ориентироваться на Россию. Более того, киргизская оппозиция предложила создать конфедерацию с Россией. Киргизия предлагает России свои предприятия в счет погашения долга. Активное сотрудничество.

Развитию отношений Киргизии с другими странами СНГ мешает многолетняя внутренняя нестабильность.

Таджикистан

Россия - стратегическое партнерство. Душанбе долго ориентировался только на Москву. В Таджикистане расквартирована российская военная база. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон «обижается» на недостаточное понимание со стороны Москвы. Так, российский РУСАЛ заключил с Душанбе соглашение о строительстве Рогунской ГЭС мощностью 3600 мегаватт (годовая выработка 13 млрд. кВт-ч) и стоимостью в 1,3 млрд. долл. еще в 2004 году, однако ее строительство не было начато из-за технических разногласий по проекту между компанией и правительством Таджикистана. Сейчас РАО «ЕЭС России» строит Сангтудинскую ГЭС-1 мощностью 670 мегаватт с годовой выработкой 2,7 млрд. кВт-ч и стоимостью 534 млн. долл. США. РАО «ЕЭС» готово участвовать в строительстве Рогуна, однако ожидает политического решения вопроса лидеров двух стран.

Киргизия. Несмотря на приграничные территориальные споры, отношения Таджикистана с Киргизией развиваются динамично - так, как могут развиваться между странами с хилой экономикой. Следует отметить скоординированные действия Душанбе и Бишкека в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества, Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества.

Туркмения

Озвученные претензии России к Туркмении в основном лежали в гуманитарной плоскости и были вызваны отношением местных властей к русскому языку и культуре, что с учетом режима Туркменбаши было скорее делом закономерным, чем из ряда вон выходящим.

Закрытый стиль правления Сапармурата Ниязова привел к тому, что у Туркмении практически не было никаких отношений кроме дипломатических с двумя другими соседями по региону - Киргизией и Таджикистаном.

Узбекистан

Отношения с Россией очень неровные, «отягощенные» госдолгом 700 млн. долл., который, правда, Москва во избежание обострений пока не склонна требовать категорически. Между Узбекистаном и Россией подписан ряд соглашений о сотрудничестве, в республике работают «ЛУКОЙЛ», «Газпром» и другие крупные компании, создано СП «УзРосАвиа» по ремонту вертолетов Ми-8 и Ми-24 на Чирчикском авиационном ремонтно-механическом заводе. Но уровень сотрудничества Ташкенту видится недостаточным. В частности, власти обвиняют «Газпром» в нарушении инвестиционных обязательств - речь идет о недостаточном, по мнению Ташкента, темпе работ на месторождении «Шахпахты».

С Туркменией с 2002 года после покушения на Туркменбаши был ужесточен пропускной режим на узбекско-туркменской межгосударственной границе. Более того, Ашхабад обвинил Ташкент в укрывательстве лидеров туркменской оппозиции, а позже объявил посла Узбекистана персоной нонграта. Имеют место приграничные конфликты, связанные с борьбой за контроль над водными богатствами. Между Узбекистаном и Туркменией идет жесткая схватка за приграничное нефтяное месторождение «Кокдумалак». По межправительственным соглашением его разработкой более десяти лет занимается «Узбекнефтегаз», передавая часть добытой нефти туркменской стороне. Но Ашхабад обвиняет соседей в умышленном занижении добываемых объемов. С приходом к власти в Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова ситуация стала улучшаться, и Ташкент заговорил о готовности присоединиться к региональным энергетическим проектам.

С Таджикистаном отношения столь напряженные, что некоторые участки межгосударственной границы заминированы. Ташкент периодически обвиняет Душанбе в том, что через территорию Таджикистана в Узбекистан пытаются прорваться боевики ИДУ (Исламское движение Узбекистана) с целью захвата власти и создания в регионе Туркестанского эмирата. Узбекистан требует закрытия таджикского алюминиевого завода, указывая на экологические проблемы. Ташкент предъявляеют претензии по созданию гидроэнергетических объектов на приграничных реках и разработке механизмов сезонной переброски избытка электроэнергии между Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном. Узбекистан направил ноту протеста Таджикистану из-за намерений начать строительство ГЭС на Зерафшане, что якобы вызовет ухудшение оросительной системы в четырех областях Узбекистана, и требует отказаться от этого проекта.

Главное требование Таджикистана, кстати, и Киргизии, к Узбекистану - разминировать границу, которую Ташкент заминировал, не дожидаясь делимитации и демаркации. С 2000 года на таджикско-узбекской границе произошло около 70 взрывов, в результате которых пострадали 155 граждан Таджикистана, из них погиб 71 и ранены 84 человек. В числе пострадавших - 36 детей, из которых погибло 19. Эти требования Узбекистан игнорирует. Также игнорирует требование отменить «транзитный запрет», в результате которого Душанбе почти 10 лет не может получать грузы через Узбекистан.

Существуют также межэтнические противоречия - более половины таджиков проживают в экономически отсталых и неразвитых районах Узбекистана: Сурхадарьинской, Ферганской, Кашкадарьинской областях. Среди населения наблюдаются катастрофический уровень безработицы на фоне резкого демографического роста и крайне низкая социальная активность. В то же время в Таджикистане имеется крупная узбекская диаспора, численностью более 1 млн. человек, занимающая в количественном отношении второе место после титульной нации. Узбекские общины, наоборот, активно влияют на экономическую и политическую жизнь Таджикистана, лоббируя свои интересы и интересы соседнего Узбекистана. Узбекские анклавы в Таджикистане сплоченны, мобильны, имеют свои финансовые и административные ресурсы воздействия на Душанбе. Видимо, для президента Таджикистана Эмомали Рахмона узбекская «оппозиция» - серьезная головная боль на ближайшее время. Расселение этнических групп таджиков и узбеков практически на 50% не соответствует границам и географическому положению национальных государств - Республики Узбекистан и Республики Таджикистан. Это, соответственно, создает почву для многочисленных противоречий, самыми опасными из которых являются межэтнические.

Душанбе возмущен визовым режимом, который в одностороннем режиме ввел Ташкент. Вместе с тем Узбекистан, вступив в ЕврАзЭС, в соответствии с январским решением 2006 года стран - участниц организации, обязан был до конца 2006 года присоединиться, в частности, к договору по безвизовым поездкам граждан Таджикистана и Узбекистана.

На территории Киргизии - два узбекских анклава - Сох и Шахимардан, в которых живут до 50 тыс. человек. В свою очередь, и в Узбекистане имеется киргизский анклав - село Барак, относящееся к сельской управе Ак-Таш Кара-Суйского района Ошской области (Киргизия), с населением 589 человек. Попытки обменяться территориями успехом не увенчались. По мнению международных наблюдателей, анклавы стали инструментом давления Ташкента на Бишкек, вплоть до того, что в Сохе некоторое время назад находились военные подразделения Узбекистана, при том что в мировой практике нахождение в анклавах какой-либо военной силы является недопустимым. Особые споры между Узбекистаном и Киргизией вызывает граница. Делимитация большей ее части завершена, осталось, по различным данным, от 70 до 100 спорных участков. Межправительственная комиссия, созданная для решения данного вопроса, сталкивается со множеством трудностей в своей работе, исходящих из взаимных противоречий, - Ташкент отстаивает принцип проведения рубежей на основе карты 1924 года, Бишкек предлагает взять за отправную точку карту 1955 года. При этом государствам удалось договориться о взаимных безвизовых поездках граждан сроком на 60 дней.

Кроме того, Киргизия контролирует водные ресурсы, необходимые для орошения узбекских полей. Взамен Ташкент поставляет Бишкеку газ. Взаимозависимость используется сторонами для оказания экономического давления.

Материалы предоставлены
агентством WPS.

Автор Комментарий
Аватар пользователя Nakeda.
Сообщений: 18
С нами c 2007-06-18

Пока выдающяся личност  не встанет во главе СНГ  - внутри СНГ все будут кто в лес кто по дрова. Дешь президента СНГ!