Нурсултан Назарбаев предложил соединить моря и повернуть реки вспять

Анна Лебедева, наш соб. корр
Новая газета, 14.06.2007, EV

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, предложил повернуть стоки сибирских рек на юг, в Среднюю Азию и Казахстан. А также построить канал, который соединит Каспийское и Черное моря и «будет на 1 тыс. км короче, чем ВолгоДонской канал»

С цифрами у казахского президента получилась явная неувязка. Длина ВолгоДона составляет всего 101 километр, так что новый канал никак не может быть короче на тысячу километров. Можно предположить, что Назарбаев имел в виду длину всего нового водного пути от Каспия до Черного моря. Этот проект под названием «ЕврАзия» давно пытаются протолкнуть Российская академия наук в лице своего Южного научного центра, правительство Ставропольского края и Федеральное агентство морского и речного транспорта. Однако этот «проект века» имеет больше противников, чем сторонников, неудивительно, что в последнее время шум вокруг него поутих и как-то сам собой сошел на нет.

И вдруг новоявленные покорители природы получили неожиданную поддержку Нурсултана Назарбаева. Тем более неожиданную после того, как Владимир Путин в своем апрельском послании Федеральному собранию предложил создать международный консорциум для строительства второй очереди ВолгоДонского канала с участием всех прикаспийских государств. «Эта новая транспортная артерия позволит кардинальным образом улучшить судоходное сообщение между Каспийским и Черным морями. Это не просто даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное моря, в Мировой океан, но и качественно изменит их геополитическое положение и позволит им стать морскими державами», - заявил президент Путин.

Президент Назарбаев, похоже, решил, что можно еще более кардинальным образом улучшить судоходство в южных степях СНГ, соединив по прямой Каспий и Азовское море. При этом он сослался на исторические факты: еще в 1936 году отраслевой народный комиссариат готовил технико-экономическое обоснование этого проекта, который так и не был осуществлен до конца. Однако несколько гидроузлов и искусственных водохранилищ было все-таки построено, так что теперь осталось только закончить уже начатое. Об очевидных минусах проекта он ничего не сказал. Между тем эксперты считают, что, даже если новый канал длиной около 700 км удастся вырыть, его просто нечем будет наполнить.

- Где взять столько воды? Авторы проекта предлагают перераспределить донскую и кубанскую воду, однако Кубань в ее устье уже сейчас можно перейти, не замочив коленей. Сток Дона, Кубани и всех малых рек этого района, вместе взятых, - всего 20 кубокилометров. Для сравнения: сток Волги - 300 кубокилометров, поэтому проект строительства второй очереди ВолгоДонского канала, конечно, более предпочтителен, а главное - реален, - сказал «Новой» доктор геолого-минералогических наук, первый заместитель председателя Северо-Кавказского научного центра Высшей школы Владимир Седлецкий.

Что же касается экономической целесообразности проекта, то эксперты подсчитали, что большие танкеры по новому каналу все равно не пройдут. А малые никак не смогут составить конкуренцию мощным транснациональным нефтепроводам, по которым прикаспийские страны уже вовсю качают нефть. Кстати о танкерах: пропускная способность проливов Босфор и Дарданеллы, через которые лежит путь нефтеналивных судов из Каспийского моря в Средиземное, тоже уже исчерпана. Поэтому эксперты высказывают большие сомнения в том, что 15 млрд евро - а это только предварительная стоимость сооружения водного пути «ЕврАзия» - могут окупиться в обозримом будущем.

А вот последствия экологической катастрофы, к которой, по мнению экологов, неизбежно приведет строительство соединительного канала между Азовом и Каспием, не поддаются подсчету. Ученые того же Южного центра РАН давно изучают последствия частичного осуществления проекта «ЕврАзия» в восточных районах Ростовской области и Калмыкии. Прорытые в 30е годы прошлого века каналы связали Дон с солеными озерами, оставшимися на месте древнего моря, изза чего само существование Дона как водной артерии и источника питьевого водоснабжения оказалось под угрозой - концентрация солей в донской воде все время увеличивается. Тысячи гектаров земли превратились в непригодные для земледелия солончаки. А сами водохранилища - в болота.

Господина Назарбаева все это, похоже, мало волнует: канал-то предполагается прокладывать по российской территории...

Материалы предоставлены
агентством WPS.