Назарбаев предложил прорыть канал через Кавказ в Каспийское море

Автор не указан
NEWS.ru, 10.06.07

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил сегодня коллегам по СНГ два крупнейших интеграционных водноэнергетических проекта: строительство канала Каспий-Черное море и переброску сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию.

«Богатые ресурсы Прикаспийского региона и Центральной Азии нуждаются в транспортировке. Мы будем искать различные маршруты. Знаковым проектом может стать строительство судоходного канала „Евразия“ между Каспийским морем и Черным», — сказал Назарбаев на Петербургском экономическом форуме. Он сослался на данные специалистов, по расчетам которых канал может оказаться на тысячу километров короче, чем канал Волго-Дон.

Он подчеркнул, что страны Центральной Азии будут выбирать транспортные коридоры, в том числе для выхода в Мировой океан и транспортировки сырья, исходя из экономических соображений.

«Если эффективно использовать имеющийся транзитный потенциал, Казахстан и страны Центральной Азии получат беспрепятственный доступ к выходу в Мировой океан. Однако если такого доступа Казахстан не получит, мы будем вынуждены искать альтернативные пути. Главная роль при выборе транспортных коридоров принадлежит экономическому подходу, в этом нет никакой политики в отличие от того, что об этом пишет иногда пресса», — сказал Назарбаев.

Он также предложил «серьезно изучив, вернуться к переброске части стока Сибирских рек в район Казахстана, Среднюю Азию». «Вот такие стратегические проекты решительно сближают наши страны. И самое главное, что нам по плечу решать столь мощные интеграционные задач сегодня», — подчеркнул он.

Новый водный коридор между Каспийским и Азово-Черноморским бассейнами должен пройти южнее Волго-Донского канала, протяженность которого составляет полторы тыс км, и будет короче его примерно вдвое.

Как сообщили ИТАР-ТАСС в думском комитете по делам СНГ, канал, предположительно пройдет по маршруту Каспийское море — реки Кума, Восточный Маныч, Западный Маныч — Азовское море. По этим данным, «проектанты прорабатывают сейчас возможность выхода канала в Каспийское море на участке от Кизлярского залива до проектируемого порта Лагань, а в Азовском море — на участке между портом Азов и Ейском».

В случае реализации проекта канала «Евразия», стоимость строительства которого составит порядка 160 млрд рублей, его грузопропускная способность более чем втрое превысит возможности второй линии Волго-Донского канала, которая оценивается в 16 млн тонн.

Новый водный путь Азов — Каспий, который станет основным звеном международного транспортного коридора, позволит сократить доставку грузов между Европой и Азией по океанам и морям с 1,5 до 2 месяцев до 10 дней.


Автор Комментарий
Сергин Сергей Яковлевич (не проверено)
Аватар пользователя Сергин Сергей Яковлевич.

Интерес президента Казахстана Н.Назарбаева к созданию Черноморско-Каспийского водного пути имеет для меня стимулирующее значение, поскольку я давно занимаюсь анализом этого вопроса, предложил системную концепцию его решения и опубликовал свои предложения в нескольких научных статьях.
Кроме экономической необходимости воднотранспортной связи с Чёрным морем, имеется ещё одна крупная нерешённая проблема Каспия - регулировать (стабилизировать)его уровень в интересах судоходства, рыбного хозяйства, нефте-и газодобычи, коммунального хозяйства прибрежных городов, рекреационной деятельности.
Перспектива совместного (системного)решения этих проблем заключается в создании морского Азово-Каспийского канала (АКК) и, тем самым, Черноморско-Азовско-Каспийской водохозяйственной системы. При глубине АКК около 8 м и его ширине около 100 м его пропускная способность превысит 100 млн т грузов в год. С помощью мощных насосных станций будут создаваться перетоки вод из Азова в Каспий (если происходит падение уровня Каспия), или в обратном направлении (если уровень Каспия повышается). При этм будут исключены затраты водных ресурсов Северного Кавказа на транспортные цели. По моим оценкам, интегральные экологические последствия создания системы морей будут позитивными - вследствие стабилизации экологических условий Каспия и некотогрых других положительных последствий. Существенно и то, что вдоль АКК возникнет новая рекреационная зона России.
Мной и моими коллегами недавно сформирован Западно-Кавказский научный центр. Важной задачей для себя мы видим дальнейшую проработку концепции водохозяйственной системы морей и созыв Междунардной конференции по проблемам Каспия. Конечно, в решении этих задач мы нуждаемся в широком общении с учёными, специалистами проектных организаций, хозяйственными руководителями и представителями СМИ России, Казахстана, Туркмении, Ирана, Азербайджана.
Благодарю редакцию арба.ру за возможность высказать своё мнание в связи с краткой, но содержательной публикацией от 10.06.07.