Дебют Варшавы в Астане

Ричард Орлов
Российские вести, N13, 13.04.2007, с. 7

В Астане почти одновременно побывали глава российского Правительства Михаил Фрадков и президент Польши Лех Качиньский

И в том и в другом случае одним из важнейших пунктов переговоров с руководством Казахстана была транспортировка нефти и газа в Европу. В настоящее время казахстанская нефть транспортируется на внешний рынок по двум трубопроводам, идущим через российскую территорию: Каспийскому трубопроводному консорциуму и трубопроводу Атырау - Самара. Сейчас, по некоторым данным, Астана выступила с предложением увеличить транзит нефти с нынешних 15-ти до 20 - 25 миллионов тонн в год. На такой объем экспорта Казахстан готов выйти в ближайшие пять лет.

Россия приветствовала это предложение, пообещав Казахстану в ближайшее время рассмотреть возможность по увеличению поставок казахстанской нефти на мировой рынок через свою территорию. Тем более, что отношения между нашими двумя странами считаются самыми «продвинутыми» на постсоветском пространстве: Москва и Астана - партнеры не только по СНГ, но и по Евразийскому экономическому сообществу, по Шанхайской организации сотрудничества, по Организации Договора о коллективной безопасности. Словом, тут, как говорится, «не надо копья ломать», чтобы добиться согласия по всем вопросам, в том числе и по увеличению поставок казахстанской нефти.

Но в этот процесс почему-то решила вмешаться Варшава, выступив с идеей диверсификации поставок нефти из Казахстана. Президент Лех Качиньский предложил Нурсултану Назарбаеву поставлять в Европу энергоресурсы в обход России, путем продления действующего нефтепровода Одесса - Броды до Плоцка и Гданьска, с дальнейшей возможностью прокладки его к портам Германии. Напомним, что ранее эту идею одобрили Украина и Грузия. Поэтому в Астане Качиньский выступил в роли «коллективного лоббиста» этого проекта. Причем акция была предпринята даже несмотря на то, что акционеров для завершения строительства нефтепровода Одесса - Броды пока не найдено. К тому же даже если и удастся осуществить эту идею, то, по словам Назарбаева, «плата за транспортировку составит 58 долларов за тонну, что на 24 долларов выше, чем сегодня».

В результате Качиньскому пришлось уезжать из Казахстана не солоно хлебавши. К тому же, как сообщил журналистам источник в польской делегации, казахстанская сторона «неожиданно» отказалась заключить с Варшавой сделку о разработке нефтяных месторождений.

Что же касается итогов визита в Астану Михаила Фрадкова, то они оказались многообещающими. Констатируя успешный и динамичный рост товарооборота между Россией и Казахстаном, глава российского Правительства заявил, что такое сотрудничество «будет облагорожено высокотехнологичным экспортом».

Стороны заключили ряд предварительных соглашений, в частности, о строительстве в Казахстане силами российских специалистов АЭС и об увеличении объема российских инвестиций в экономику Казахстана.

Стремление Астаны при выстраивании своих отношений с иностранными партнерами учитывать российские интересы вполне понятно. Казахстан связан с Россией не только историей и тысячекилометровой границей, он также имеет в лице российских компаний надежных и эффективных посредников в поставках своего сырья. Тем более, что расширение поставок энергоресурсов через трубопроводы с российским участием это не исчерпывает. Напомним, что недавно Россией, Грецией и Болгарией был подписан проект прокладки трубы Александруполис - Бургас. Таким образом, у Казахстана появляется еще один вариант поставок нефти на западноевропейские рынки по трубопроводам, в которых принимает участие Россия. Не случайно в ходе переговоров со своим польским коллегой Назарбаев заверил, что Казахстан заинтересован в дальнейшем наращивании поставок нефти на мировой рынок и по иным маршрутам, но предложил в этот «переговорный процесс обязательно пригласить соответствующие российские структуры». Этим многое сказано.

Материалы предоставлены
агентством WPS.