Новые интересы Казахстана

Соб. инф.
Фергана.Ру, 04.04.2007

Как сообщает РБК-daily, Казахстан намеревается приобрести у Греции и Болгарии доли в проекте нефтепровода Бургас-Александруполис, который позволит поставлять нефть в Европу, минуя Босфор. С таким заявлением выступил 4 апреля министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бактыкожа Измухамбетов.

Б.Измухамбетов подчеркнул, что Казахстан заинтересован в проекте, и отметил, что в настоящее время существует предварительная договоренность о том, что страна войдет в него в рамках совместной доли Греции и Болгарии, составляющей 49 процентов. Министр заявил, что переговоры с Болгарией начнутся уже в текущем месяце, позднее - с Грецией. По словам Б.Измухамбетова, доля Казахстана будет зависеть от условий и переговоров; министр также не исключил возможности приобретения половины 49-процентной доли. Б.Измухамбетов считает, что российские акционеры проекта не заинтересованы в продаже долей, так как намерены полностью использовать свои квоты.

Казахстан рассчитывает в ближайшие годы привлечь ряд крупных иностранных компаний к освоению целого ряда нефтегазовых месторождений на шельфе Каспия и увеличить нефтедобычу до 150 млн. тонн в год к 2015 году с текущего показателя в 64 млн.

Справка: Межправительственное соглашение по проекту строительства нефтепровода от болгарского Бургаса до греческого Александруполиса подписали в Афинах 15 марта сего года Россия, Греция и Болгария. Собственником нефтепровода станет международная проектная компания, 51 процентов в которой будет принадлежать России, 49 - Греции и Болгарии. Российскую долю распределят между АК «Транснефть», НК «Роснефть» и «Газпром-нефтью». Долей в размере 24,5 процента в общем проекте будет владеть болгарская проектная компания «Бургас-Александруполис БГ», аналогичный пакет будет принадлежать Греции (23,5 процентов - компаниям Hellenic Petroleum и Thraki, 1 процент - правительству республики).

Общая протяженность трассы нефтепровода составит 280 километров, ориентировочная стоимость строительства - около 1 млрд. евро. Возможный объем прокачки нефти на первом этапе составит 15 млн. тонн в год, на втором - 24 млн. тонн в год, на третьем - 35 млн. тонн в год с возможностью увеличения до 50 млн. тонн в год. Международный консорциум может быть создан уже в первом полугодии 2007 года после ратификации соглашения, ТЭО проекта планируется завершить в кратчайшие сроки, строительство нефтепровода может начаться в 2008 году.

Кроме того, как заявил 4 апреля на открытии переговоров между правительствами Казахстана и Азербайджана в расширенном составе премьер-министр Казахстана Карим Масимов, Казахстан имеет интерес к проекту создания железнодорожного коридора Баку-Тбилиси-Карс. «Министерствам транспорта двух стран нужно проработать вопрос присоединения Казахстана к договору о создании коридора и завершить эту работу к встрече глав двух государств», - цитирует Масимова Регнум.

Помимо этого Казахстан имеет ряд дополнительных инициатив по транспортной сфере. «Для развития транспортировки грузов, вероятно, имеет смысл отменить на двусторонней основе разрешительную систему при международных автомобильных перевозках», - сказал Масимов.

Стороны также договорились решить вопрос с развитием авиационного сообщения. Стоимость создания коридора Баку-Тбилиси-Карс оценивается примерно в $404 млн. Финансирование строительства на грузинском участке за счет кредита Азербайджана может быть открыто с мая, когда будет завершено обоснование проекта. Коридор рассчитан на перевозку 30 млн. тонн грузов в год.

«В ближайшее время будет подписано транспортное соглашение о транзите казахстанской нефти через трубопроводную систему Баку-Тбилиси-Джейхан, что является хорошим примером развития отношений между странами», - сказал Масимов.

Материалы предоставлены
агентством WPS.