Пресса все еще под прессом

Александр Желенин
Независимая газета, 02.04.2007, с. 19

Свобода СМИ на просторах бывшего СССР оставляет желать лучшего

Скандал на украинском телеканале УТ-1 по поводу приостановки популярной политической программы «Толока» стал одним из первых случаев со времен оранжевой революции на Украине откровенного давления на журналиста по политическим мотивам.

Этот прецедент - хороший повод поговорить о положении дел со свободой СМИ на территории СНГ в целом.

Украина

Впрочем, «Толока» была не первой ласточкой в деле восстановления цензуры на Украине. В ноябре 2006 года получил огласку случай с газетой «Вечерний Киев», руководитель которой стал жертвой противостояния с мэром Киева.

Если во времена Кучмы давление власти на журналистов было нормой, то после оранжевой революции в украинских СМИ царила относительная свобода. Поэтому именно случай с «Толокой» вызвал в стране бурю эмоций, тем более что в программе, из-за которой ее ведущему Виктору Павлюку предложили уволиться, выступали известные политики. Парламентский блок Юлии Тимошенко (БЮТ) усмотрел в действиях руководства УТ-1 проявление цензуры и обратился к президенту страны с требованием защитить журналиста. Однако Виктор Ющенко неожиданно назвал решение об увольнении Павлюка «правильным». Это подлило масла в огонь. Тимошенко вновь обратилась к президенту, призвав его немедленно уволить главу УТ-1 Виталия Докаленко, названного в обращении БЮТ «позором морального типа».

Сам «виновник торжества» Виктор Павлюк рассказал «НГ», что в программе, из-за которой разгорелся весь сыр-бор, состоялась часовая дискуссия между представителями правящей (антикризисной) коалиции и оппозицией в лице Юлии Тимошенко и Вячеслава Кириленко. Во время дискуссии, шедшей в прямом эфире, проводилось интерактивное зрительское голосование. После 20 минут этого самого голосования с отрывом в 80% голосов лидировали оппозиционеры. Вдруг в аппаратную вошел Докаленко и выключил интерактивное голосование. После передачи он заявил, что его результаты были подтасованы, так как один из телефонных номеров был якобы заблокирован и работники проекта знали об этом.

Белоруссия

В республике имеются независимые оппозиционные газеты и интернет-сайты, но государство полностью контролирует национальное телевидение. На Белоруссию вещают некоторые российские телеканалы, которые иногда позволяют себе критику белорусских властей. Однако в моменты обострения белорусско-российских отношений аналитические программы из России и новостные выпуски периодически заменяются развлекательными программами. Незадолго до последних президентских выборов Лукашенко предусмотрительно отправил всю оппозиционную прессу оптом за границу.

Молдавия

Здесь также время от времени возникают конфликты власти и независимых СМИ. Показательной в этом плане была история газеты «Коммерсант-Молдова», которую власти закрыли по политическим мотивам: в газете тогда публиковались материалы лидеров Приднестровья и России. Редакция подала на Молдавию иск в Европейский суд по правам человека. Несмотря на победу в Страсбурге, возобновить издание журналисты смогли, зарегистрировав его под другим названием.

Из более свежих примеров ущемления свободы слова - задержание сотрудниками полиции 5 тыс. экземпляров газеты «Gagauz halki». Местные наблюдатели связали этот инцидент с избирательной кампанией по выборам башкана (главы) Гагаузской автономии.

Грузия

В Грузии столичные СМИ формально независимы, На деле большинство из них тесно связано с политическими кругами, и не обязательно с правящими. На журналистов оказывается давление как прямое, так и опосредованное, с помощью судов. Хуже дело в регионах, где ретивый журналист для начала может быть просто избит, а то или иное СМИ - лишиться арендуемого помещения, - сообщает Совет по защите прав журналистов и СМИ Грузии.

Азербайджан

Наиболее громким делом последнего времени против журналистов в этой стране стал арест публициста Рафика Таги и редактора газеты «Сенет» Самира Садагатоглы (Гусейнова), сообщает Центр экстремальной журналистики России (ЦЭЖ). 15 ноября 2006 года журналисты были арестованы на два месяца за публикацию статьи Рафика Таги «Европа и мы» в этой газете. В статье якобы содержались оскорбления пророка Мухаммада. 11 января суд продлил срок их содержания под стражей. Оба до сих пор находятся в тюрьме.

В колонии в особо тяжелых условиях находится также журналист газеты «Азадлыг» Сакит Захидов, которого, несмотря на больное сердце, заставляют работать в каменоломнях.

25 ноября прошлого года в Баку было приостановлено вещание независимой телерадиокомпании ANS и радиостанции «ANS CM». По мнению директора Института прав медиа Рашида Гаджилы, «это решение - вопиющее беззаконие».

Армения

6 марта 2007 года Госдеп США обнародовал доклад о соблюдении прав человека в различных странах мира в 2006 году. В разделе, посвященном свободе СМИ в Армении, в частности, отмечается, что, «хотя Конституция гарантирует свободу слова и прессы, власти частично ограничивали свободу слова» и «были случаи насилия, запугивания и самоцензуры прессы».

Большинство вещательных компаний принадлежит провластным политикам или близким к властям бизнесменам, что вынуждает журналистов прибегать к самоцензуре. Ведущие вещательные СМИ «в целом придерживаются провластных позиций».

Казахстан

В конце прошлого года появилось заявление журналистских неправительственных организаций Казахстана об очередной попытке Министерства культуры и информации ограничить свободу слова.

2006 год начался с поправок в Закон «О средствах массовой информации». Как говорится в заявлении, летом в закон были внесены новые поправки, вызвавшие не только критику журналистов, но и ставшие одной из причин, по которым было отложено решение вопроса о председательствовании Казахстана в ОБСЕ. Конец 2006 года ознаменовался новым законопроектом, созданным в недрах Минкультуры, - «Об издательской деятельности». Журналистское сообщество Казахстана считает, что страна возвращается «во времена, когда независимые СМИ тиражировались на ризографах и принтерах, выходили за границей или прекращали существование».

Киргизия

Еще в мае 2006 года неправительственная организация «Фридом Хаус» заявила, что президент Киргизии Курманбек Бакиев не выполняет своих обещаний относительно разгосударствления газет и телевидения. Глава «Фридом Хаус» Джениффер Виндзор заявила, что преследование журналистов представляет собой новую тенденцию использования жестких методов ограничения свободы. Под давлением оппозиции Бакиев на днях пообещал, что готов преобразовать Гостелерадиокомпанию в общественный телеканал.

Таджикистан

По информации Национальной ассоциации независимых средств массовой информации, в этой стране имеется 400 различных СМИ, в том числе 9 информагентств, 8 из которых являются негосударственными, 35 телерадиокомпаний (25 - независимые). Издаются как государственные, так и негосударственные газеты и журналы. Независимые СМИ Таджикистана позволяют себе критику властей, хотя и довольно ограниченную вследствие развитой самоцензуры журналистов.

Попытки власти ограничить доступ к некоторым сайтам в интернете благодаря местным и международным журналистским организациям не увенчались успехом.

Туркмения

В стране, где отсутствует независимая пресса, практически нет проблем и с ее защитой. Тем не менее процесс проникновения негосударственной информации в век интернета полностью остановить невозможно. Правда, государство хочет контролировать этот процесс по максимуму.

Так, например, осуществляется проект «Распространение в Туркмении информационных технологий, направленных на устойчивое человеческое развитие». Хотя проект и одобрен властью, его реализация проходит непросто. Министерство образования через свои подразделения на местах всячески препятствует популяризации интернета в стране. Директора школ получили предупреждение о «тлетворном влиянии интернета» и не рекомендуют своим ученикам ходить в ресурсные центры, где предоставляются услуги вхождения во всемирную сеть.

Узбекистан

По информации ЦЭЖ, национальной особенностью контроля за СМИ в Узбекистане является принудительная подписка на государственные издания. При этом в зону охвата входят порой даже воспитанники детских садов, точнее их родители. Известны случаи, когда студенты обязаны подписываться на государственные газеты, в противном случае их могут отчислить из вуза.

Судя по всему, подобная политика позволяет контролировать СМИ и состояние умов граждан, и с другой перекладывает часть расходов по финансированию государственных газет и журналов на население.

Материалы предоставлены
агентством WPS.