Планы пустить нефть в обход России сорвались

Евгения Николаева Астана Москва
Известия, 02.04.2007, с. 8

Россия и Казахстан - друзья навеки. Только этим, наверное, можно объяснить результаты поездки российского премьера Михаила Фрадкова в минувшую пятницу в Астану. Поехал он туда, чтобы подготовить визит нашего президента, который состоится в мае. А вернулся с обещанием от казахстанского руководства увеличить транзитные поставки нефти почти на 10 млн тонн. И это при том, что за день до Фрадкова к президенту Казахстана приезжал польский президент Лех Качиньский, который предложил всю казахстанскую нефть переправить в Европу в обход России.

Премьер-министр Михаил Фрадков в последнее время очень много работает «на местах». Поездки то в российскую глубинку, то в дальние страны сменяют друг друга с небывалой частотой. Вот и в этот раз, хотя его многочисленная свита еще не успела в себя прийти после большого турне по Южной Африке, премьер в минувший четверг отправился в Казахстан готовить предстоящий в мае визит туда президента России Владимира Путина. Ну а заодно было решено обсудить и парочку насущных вопросов, в частности энергетических.

Дело в том, что буквально за день до приезда нашего премьера в заснеженную столицу Казахстана Астану там же высадился мощный польский десант во главе с президентом этой страны Лехом Качиньским. Все эти люди приехали к казахам для того, чтобы убедить президента Нарсултана Назарбаева в том, что казахстанская нефть вполне себе может идти на экспорт транзитом не через Россию, как сейчас, уже к 2011 году отправиться в Польшу в обход нашей страны - через нефтепровод Одесса-Броды. Это, по их мнению, фактически спасло бы Европу от зависимости от российских энергоресурсов.

«Польша не является врагом России, но Польша хочет диверсифицировать поставки энергоресурсов», - корректно пояснил такую свою позицию Качиньский. Ну а для того, чтобы все это случилось, Польша предложила Назарбаеву продлить этот нефтепровод до польского Гданьска, чтобы казахстанская нефть наверняка дошла до своего европейского потребителя.

Но Назарбаев, известный своим теплым отношением к России, на такую аферу за нашей спиной идти отказался. «Я хочу подчеркнуть нашу заинтересованность в этом. И надо в этот переговорный процесс обязательно пригласить соответствующие российские структуры», - хитро ответил президент Казахстана.

Ну а российский премьер такой верной дружбе, естественно, не мог не обрадоваться. И на переговоры со своим коллегой премьером Казахстана Каримом Масимовым он прибыл в явно прекрасном расположении духа. После заверений в вечной любви прессу попросили удалиться, но все, что происходило за закрытыми дверями, большим секретом для нас не оказалось. Источник в российской делегации рассказал «Известиям», что как только двери закрылись, казахи сразу же предложили России увеличить объем транзита своей нефти до 20 - 25 млн тонн в год. Мы, естественно, такое предложение горячо поддержали.

Но не все так просто. Такое количество нефти Казахстан предлагает пустить через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), однако для этого систему КТК необходимо расширить. «Если его расширять, то все пойдет на Босфор и Дарданеллы, а там и так существует перегруз», - поделился источник. И сообщил, что именно поэтому российская сторона предложила обсудить возможность расширения этой системы в увязке с перспективами строительства трубопровода Бургас-Александруполис.

Так что на этот раз пришлось двум странам удовлетвориться лишь подписанием соглашения о том, что объемы транзита казахстанской нефти через трубопровод Атырау - Самара в ближайшие пять лет составят лишь 15 млн тонн в год. Но премьер Фрадков от этого совсем не расстроился. «Мы можем использовать наши ресурсы, если правильно выберем проекты и увидим всю картину в перспективе», - напоследок философски отметил он.

Куда поляки предлагали перенаправлять казахстанскую нефть

Магистральный нефтепровод Одесса - Броды был построен в 2001 году для транспортировки каспийской нефти. В течение нескольких лет он не использовался. Лишь в конце июня 2004 года правительство Украины разрешило использовать трубопровод для транспортировки российской нефти в реверсном режиме. Между тем на сегодняшний день Украина и Польша планируют достроить этот нефтепровод до польских городов Плотка и Гданьска. Европейские страны и Украина рассчитывают на участие в этом проекте Казахстана, который может в перспективе поставлять свою нефть в будущую трубу с тем, чтобы проект стал экономически целесообразным.

Материалы предоставлены
агентством WPS.