Казахстан не пошел в обход России

Елена Лашкина
Российская газета, 31.03.2007, с. 2

Михаил Фрадков и Нурсултан Назарбаев определили направление нефтяных потоков

Перед марш-броском на Дальний Восток, который в последнее время стал российскому премьеру, наверное, ближе, чем Москва, Михаил Фрадков навестил Казахстан.

Глава российского правительства, как правило, приезжал в Астану разве что на мероприятия, проходящие в рамках СНГ, но в этот раз у Фрадкова были иные причины. Казахстан отдает явное предпочтение отношениям с Россией. Но когда Грузия, Украина, Белоруссия, Азербайджан ищут нефтяные и газовые пути обхода России, а Польша - возможности сокращения зависимости от российских энергоносителей (96% нефти и 98% газа поступает в эту страну из России), Фрадков не мог упустить шанс и не напомнить казахам о добрых отношениях.

Впрочем, президент Нурсултан Назарбаев уже давно сделал свой выбор. Буквально за день до прилета Фрадкова в заснеженную Астану сюда же приехал президент Польши Лех Качиньский. Трехдневный визит в казахскую столицу окончился для него не очень приятно. По сути на предложение обойти нефте- и газопроводами Россию, реализуя проект Одесса - Броды - Гданьск - Плоцк, он получил вежливый отказ. По замыслу авторов проекта, казахстанская нефть на танкерах поступала бы в Азербайджан, оттуда по трубопроводу в грузинский порт Супса, а далее - на танкерах в Одессу, где заполнила бы простаивающий трубопровод Одесса-Броды-Гданьск, достроенный до Плоцка.

Первые баррели с нефтью могли бы поступить в Польшу приблизительно в 2010 году. Главное слово было за казахстанским президентом. Ведь достройка нефтепровода с немалыми инвестициями имела бы смысл только в случае наличия сырья. Но Нурсултан Назарбаев, апеллируя к отсутствию в этом проекте политической подоплеки, предложил пригласить Россию для участия в переговорах. По словам главы казахстанского государства, к 2015 году его страна станет одним из крупных поставщиков нефти на международный рынок благодаря двукратному увеличению добычи энергоресурса с 63 до 130 млн. тонн в год. Вот тогда и станет актуальной проблема поиска новых маршрутов транспортировки нефти. Поэтому, хитро заметил Назарбаев, «проект Одесса - Броды - Гданьск для нас является хорошей альтернативой».

Но казахстанский президент не так-то прост. Говоря об экономической части проекта, он разъяснял, что объемы транспортировки нефти из Казахстана пойдут через Россию после увеличения пропускной способности нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума, отлично зная, что Россия, являясь основным акционером КТК, блокирует принятие такого решения.

Однако вчера Россия и Казахстан закрепили в двустороннем соглашении объемы и направления транзита нефти на среднесрочную перспективу. Как сообщил источник в российской делегации, подписанный протокол касается трубопровода Атырау-Самара, объемы прокачиваемой нефти закрепляются на уровне 15 млн. тонн в год. Казахстан пошел дальше и предложил увеличить транзит до 20-25 миллионов тонн нефти в год. Москва не возражает, но предлагает рассматривать вопрос в комплексе. Правда, не так, как этого хотелось бы Астане, - расширить пропускную способность КТК. «Если ее расширить, то все это пойдет на Босфор и Дарданеллы, а там и без того перегруз», - заметил правительственный источник «РГ». Поэтому пропускная способность КТК может быть расширена только в увязке с перспективой строительства Бургас-Александруполис.

Как известно, Каспийский трубопроводный консорциум - владелец нефтепровода, соединяющего месторождения Казахстана с Новороссийском. Крупнейшие акционеры - Россия (24%), Казахстан (19%), султанат Оман (7%), Chevron (15%), СП «ЛУКОЙЛа» и BP - LUKARCO (12,5%), СП «Роснефти» и Shell (7,5%).

Так что у Казахстана остался выбор - и экономический, и политический.

Однако результат российско-казахстанских переговоров не смутил польского президента, он поехал дальше предлагать «инвестировать миллиарды, предоставлять многолетние гарантии на транспортировку и помочь в создании многонациональной компании» Азербайджану.

Фрадков же за полдня визита успел не только подписать три соглашения, два из которых банковские, но и обсудить программу создания общего рынка электроэнергии, договоренность о котором была достигнута прошлой осенью. Таким образом, любой поставщик и потребитель электронергии двух стран сможет покупать и продавать ее через границу без каких-либо сложностей. Кроме того, это повышает надежность системы.

Надежность же системы Единого экономического пространства испытать создателям пока так и не удается. Фрадков не стал скрывать, что вина за затягивание процесса лежит на Киеве.

Если бы с Украиной удалось решить все вопросы, то создание Единого экономического пространства России, Казахстана, Белоруссии и Украины могло бы идти более активно. «Подготовлено и согласовано более 20 документов, их можно было бы подписывать и запускать, но для этого нам надо сначала решить все вопросы с Украиной. В частности, о создании наднациональных органов и единого таможенно-тарифного регулирования», - пояснил российский премьер-министр после встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.

На встрече же со своим казахстанским коллегой Каримом Масимовым, недавно занявшим этот пост, Фрадков обсуждал и вопрос о доле российских и казахстанских перевозчиков на рынке услуг. Москва по сути предложила Казахстану принять меры по снятию существующих ограничений. Ведь сейчас доля казахстанских перевозчиков выше, чем российских, поскольку у наших перевозчиков существуют проблемы с регистрацией на рынке Казахстана.

У Астаны тоже были вопросы к Фрадкову - по урегулированию проблем соцобеспечения казахстанских военнослужащих и их семей, проживающих на Байконуре. Фрадков обещал все решить. Ведь недаром его встреча с Назарбаевым превысила все отведенные на это временные лимиты. В приемной казахстанского президента даже образовалась очередь, в которой коротал время и мэр лондонского Cити.

Астана

Материалы предоставлены
агентством WPS.