Назарбаев разворачивается на Запад

Ирина Кезик
Газета, 30.03.2007, с. 19

У давней идеи использовать украинский нефтепровод Одесса - Броды по его первоначальному назначению появился неожиданный и весьма влиятельный сторонник. Им стал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «Казахстан заинтересован в продлении нефтепровода Одесса - Броды до польского Гданьска», - заявил он в четверг.

Нефтепровод Одесса - Броды был построен в 2001 году в расчете на то, что по нему пойдет в Европу азербайджанская нефть, добычу которой правительство Азербайджана обещало начать в ближайшее время. Оказалось, однако, что нефть эта существует больше на словах, чем на деле. Несколько лет труба бесцельно ржавела в украинских степях. Только в 2004 году Украине удалось договориться с ТНК-ВР о прокачке через Одессу - Броды 9 млн тонн нефти в течение трех лет. Увы, не в Европу, а в обратном направлении - из Бродов, где нефтепровод стыкуется с системой «Дружба», к одесским нефтеналивным терминалам.

Несмотря на это, Украина никогда официально не отказывалась от планов развернуть Одессу - Броды в Европу. Основные надежды связывались с проектом продления трубы в Польшу, до Плоцка, где расположен мощный нефтеперерабатывающий завод, и порта Гданьск. Поляки даже готовы были финансировать это строительство, если бы не единственное обстоятельство: ни одна компания не давала гарантий, что эта труба когда-нибудь будет заполнена. Однако заявление президента Казахстана - страны, на территории которой располагаются крупнейшие открытые за последние годы месторождения нефти, в частности Тенгиз, - сильно меняет дело.

Позиция Нурсултана Назарбаева понятна. Ожидается, что к 2012-2014 годам добыча нефти в Казахстане удвоится. Между тем возможности по ее транспортировке резко ограничены. Главный объем казахской нефти идет через территорию России, в первую очередь по нефтепроводам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Между тем действующие мощности КТК (около 30 млн т в год) уже фактически исчерпаны. Уже несколько лет идут разговоры об их увеличении, однако крупнейший акционер КТК - Россия, которой принадлежит 24% акций - сомневается в экономической целесообразности нового строительства до решения спорных вопросов, в частности, о размере тарифов, которые российская сторона считает заниженными. В таких условиях естественно искать обходные пути.

Впрочем, не исключено, что опытный политик Назарбаев попросту пытается смягчить позицию России в вопросе расширения КТК. По крайней мере, реверанс в этом направлении имел место. «Первая проблема, - заявил Назарбаев, - это объем нефти, который надо подать на Одессу - Броды. Объемы могут появиться, если КТК увеличит свою пропускную способность». При этом он подчеркнул, что в переговорный процесс по «реверсу» нефтепровода Одесса - Броды - Гданьск надо обязательно пригласить «соответствующие российские структуры».

Без России у Казахстана ничего не получится, подтверждает старший эксперт НКГ «2К Аудит - Деловые консультации» Леонид Шац. «Без украинского трубопровода Астана не сможет экспортировать весь объем добываемой нефти, - говорит аналитик. - Конечно, Казахстан может самостоятельно построить еще одну ветку в Китай, но этот проект потребует более значимых инвестиций, нежели вложения в расширение мощности КТК и достройка ветки Одесса - Гданьск. Расширение же КТК потребует согласования с Россией. Следовательно, Казахстану придется пригласить Россию и в проект по достройке нефтепровода Одесса - Гданьск».

Материалы предоставлены
агентством WPS.