Назарбаев вступает на путь демократии

Мирза Озанлы
Российские вести, N7, 01.03.2007, с. 6

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил внести изменения в Конституцию этой республики в целях демократизации ее политической системы. Идею конституционной реформы глава Казахстана озвучил на заседании Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ.

Таким образом, Назарбаев держит свое обещание начать переход страны от экономических реформ к политическим. Он сделал то, о чем предупреждала заместитель председателя партии «Отан» Дарига Назарбаева: конституционная реформа в Казахстане будет осуществлена не ранее 2008 года. «Часть норм, которые мы предлагаем в качестве поправок в законы, требует внесения изменений в Конституцию, и эти нормы будут претворены в жизнь после 2008 года», - говорила она на брифинге после заседания рабочей группы по развитию гражданского общества Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Казахстане. «Другая часть из них может быть внесена как поправки в действующее законодательство, что может случиться уже в будущем году», - отметила руководитель рабочей группы. Д. Назарбаева также предполагает, что в Казахстане будет создана президентско-парламентская форма правления. Она отмечала, что «процесс реформирования политической системы в определенной степени будет затрагивать и полномочия президента». Похоже, именно так и происходит.

Перечень намеченных мероприятий теперь знают в Казахстане почти наизусть: расширение полномочий парламента путем передачи ряда функций от президента, право формирования Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета по исполнению республиканского бюджета. Кандидатура премьер-министра должна получить поддержку парламентского большинства.

Контроль за исполнением бюджета должен быть в руках парламента. При этом количество депутатов Сената (верхняя палата парламента республики) планируется увеличить за счет членов Ассамблеи народов Казахстана (общественное объединение, в которое входят все национально-культурные организации Казахстана).

Помимо этого, Нурсултан Назарбаев поддержал предложение о финансировании политических партий, преодолевших порог при выборах в парламент, за счет средств республиканского бюджета. «Это разумная мера, практикуемая во многих странах», - отметил президент.

Скептики полагали, что все благие пожелания Назарбаева о политической реформе так и останутся предметом теоретических изысканий и кабинетных дискуссий. Ближе к истине были те, кто оказался более осведомленным. Они даже называют наиболее реальные сроки проведения выборов в Мажилис (парламент) уже по новым правилам - конец 2007-го или начало 2008 года.

Тем не менее, как считают аналитики, исход парламентских выборов в Казахстане и после политических нововведений очевиден. Нет оснований предполагать, что изменится расклад политических сил.

Исполнительная власть в предвыборный период должна заниматься только одним делом - избегать резких политических движений. Зато региональные элиты будут и дальше пытаться закрепить за собой как можно больше политических и финансовых преференций. Предвыборные периоды в прежние времена заставляли центральную власть договариваться с регионами, поскольку обеспечить нужный результат без поддержки местных элит было практически невозможно. Перспектива перехода к выборам по партийным спискам может положительно сказаться на ограничении явно возросших аппетитов региональных властей. Но это в теории. А на практике, несмотря на многолетние усилия по ограничению «местничества», покончить с трайбализмом в самых различных формах его проявления казахстанским властям так и не удалось. Поэтому нельзя исключить вероятность того, что и при новой системе формирования Мажилиса региональное лобби будет достаточно влиятельным.

Отсюда, кстати, невиданная активизация в медийном пространстве некоторых казахстанских политиков, которых прежде чтили как «серых кардиналов». И это ведь только начало.

Конституционная реформа в Казахстане предшествует процедуре передачи власти именно потому, что практически невозможно передать новому лидеру страны тот механизм управления, который использовал на протяжении пятнадцати лет Нурсултан Назарбаев. Моноцентризм президентской республики, вероятно, близится к концу. Преемник, во всяком случае первоначально, окажется слабее первого президента и будет вынужден поделиться частью своих полномочий с представителями других финансово-промышленных групп и только в этом случае будет принят в качестве нового лидера государства. Традиционная система сдержек и противовесов «по-назарбаевски» из коридоров власти будет перенесена в публичную политику. Но, разбирая подобную схему, необходимо учитывать главное до сих пор остающееся в силе обстоятельство, а именно - оснований выбирать либо открыто тренировать преемника у Назарбаева на сегодняшний день нет. Группы влияния внутри уравновешены. Но весь ход политического процесса в Казахстане, как и в любом другом государстве на постсоветском пространстве, будет зависеть от того, насколько само общество готово к демократизации и станет ли конституционная реформа важнейшим шагом на пути к демократизации.

Материалы предоставлены
агентством WPS.

Автор Комментарий
Аватар пользователя makusha.
Сообщений: 239
С нами c 2007-01-06

interesno kak wygladit demokratizatsia po vydaniu (according to) nursultana-solntsa kazakstana?