Цель реформы определяет ее границы

Николай Кузьмин
Эксперт, N 7, 26.02.2007, EV

В Казахстане начинается политическая реформа, которой давно ждали

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 19 февраля выступил на итоговом заседании Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ и дал свою оценку тем предложениям, которые представили члены комиссии. Эти не отличавшиеся радикализмом предложения можно разделить на три группы: не угрожающие сильной власти, угрожающие ей и те, степень угрозы которых оценить трудно.

Президент выбрал не угрожающие, определив в качестве цели давно ожидаемых в Казахстане политических реформ «создание наиболее эффективной системы управления обществом и государством» при сохранении сильной власти.

Из набора предложенных шагов безусловное одобрение получили те, которые касались совершенствования систем правосудия и правоохранительных органов: ротация председателей районных судов, ограничение свободы граждан только решением суда, создание системы ювенальной юстиции, разработка и принятие административно-процессуального кодекса, введение института мировых судов. Все это соответствует опыту большинства развитых демократических государств, сказал президент, и должно быть создано в Казахстане.

А вот к предложению комиссии существенно расширить полномочия парламента Нурсултан Назарбаев рекомендовал подойти осторожно, с учетом казахстанской специфики. Что имелось в виду под спецификой, глава государства не уточнил, но, по его мнению, мажилис (нижняя палата) должен быть «компактным и профессиональным». Из этого следует, что число депутатов, за которое высказывалась госкомиссия, увеличено не будет. А для повышения профессионализма президент предложил усилить парламентскую инфраструктуру - экспертные, исследовательские и информационные службы.

И все же роль парламента, пусть пока формально, возрастет. Законодательный орган получит право принимать бюджет страны и контролировать его исполнение. При назначении министров потребуется согласие соответствующих комитетов парламента. Депутатам позволят также принимать участие в формировании состава конституционного совета, центризбиркома и счетного комитета, но контролировать эти органы парламент не сможет.

Кроме того, президент предложил (в разработках госкомиссии этого пункта не было), чтобы кандидатура премьер-министра получала поддержку партии парламентского большинства.

Сам термин «партия парламентского большинства» в обозримом будущем станет эвфемизмом, обозначающим президентскую партию «Нур Отан». Символично ее название: «Нур» означает «луч света» и одновременно - начало имени Нурсултан.

Процесс создания партии начался летом прошлого года, а завершился в декабре. В результате президентская партия «Отан» поглотила своих политических союзников - партии «Асар», Гражданскую и Аграрную. Они представляли интересы различных политических и финансово-промышленных групп Казахстана, но провозглашали своей целью поддержку президента и его курса. Председателем новой партии, в которой теперь насчитывается около миллиона членов (при общей численности населения страны 15,3 млн человек), избрали Нурсултана Назарбаева.

Сегодня эта партия - безусловный лидер. Ни одна из ныне существующих политических организаций, не входящих в «Нур Отан», составить ей сколь-нибудь заметную конкуренцию не способна. В связи с этим в Казахстане ходит шутка: «Все партии получат столько депутатских мандатов, сколько смогут, а президентская «Нур Отан» - сколько захочет».

Пока остается открытым вопрос избирательной системы: мажоритарная или пропорциональная? Нурсултан Назарбаев, судя по всему, свой выбор не сделал, заявив, что «в принципе приемлемы оба варианта». Сегодня из 77 депутатов мажилиса 67 избираются по одномандатным округам, 10 - по партийным спискам. Поскольку оппозиционным партиям более симпатична пропорциональная система, им могут сделать небольшую уступку - принять некий половинчатый вариант, например увеличить число депутатов-списочников до 35 человек. Но и из них не все пройдут по партийным спискам - часть мандатов достанется выдвиженцам Ассамблеи народов Казахстана - общественной организации, имеющей неопределенный статус, но возглавляемой президентом.

В общем, ожидания оппозиции, да и некоторых экспертов, участвовавших в работе госкомиссии, не оправдались. Радикальных изменений политической системы пока не предполагается. И все же нельзя отрицать и того, что в Казахстане стартовала реформа, носящая демократический характер. Для республики с непрекословной президентской властью выбранный вариант оптимален. Он позволит развиваться, сохраняя стабильность.

Алма-Ата

Материалы предоставлены
агентством WPS.