Кашаган разбурят к 2010 году

Дмитрий Бутрин
Коммерсантъ, 27.02.2007, с. 17

Изменившиеся планы Eni дают время для торга всему Каспию

Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), ведущие безуспешные переговоры с правительством России, получили отличную возможность торговаться дольше. Оператор разработки Кашаганского месторождения в Казахстане, итальянская компания Eni намерена резко увеличить инвестиции, добычу и сроки реализации проекта, нефть которого должен транспортировать КТК.

Как сообщила 24 февраля со ссылкой на источники в руководстве Eni газета Financial Times (FT), разработка Кашагана, одного из крупнейших нефтяных месторождений Казахстана, вновь откладывается. Консорциум Agip KCO в очередной раз намерен перенести сроки промышленной добычи нефти на месторождении: с начала 2008 года на конец 2010-го. Будет увеличен и бюджет проекта Кашагана: по информации FT, до $19 млрд.

Владельцы Agip KCO - Eni, Shell, ExxonMobil, Total (по 18,52% акций), ConocoPhillips (9,26%), японская Intex (8,33%) и казахский «Казмунайгаз» (8,33%).

Agip KCO не первый раз переносит начало промышленной добычи на Кашагане: первоначально ее предполагалось открыть в 2005 году, последний раз сроки переносились на собрании акционеров консорциума весной 2006 года. Одновременно тогда выросла и смета расходов: с $10,3 млрд до $14 млрд.

Причина нового переноса, которую в Agip, правда, не комментируют, должна обрадовать инвесторов. Более поздняя промышленная добыча нефти на Кашагане, согласно проектам, с выходом на плановые объемы к 2019 году, будет сопровождаться 25-процентным ее ростом. Кашаган - последнее с 1977 года сверхкрупное месторождение нефти: извлекаемые запасы, по оценкам 2000 года, на которых основывался проект, составляют 13 млрд баррелей нефти, общие запасы - до 40 млрд баррелей.

Существенный плановый рост добычи на Кашагане, который вместе с месторождением Тенгиз составляет основу нефтяного экспорта Казахстана, должен изменить и основные параметры экономики крупнейших в регионе транспортных проектов, прежде всего КТК. Напомним, обсуждаемое уже более двух лет частными акционерами КТК расширение трубопровода из Казахстана в Новороссийск может быть без особых проблем отложено, зато дополнительные объемы прокачки нефти Кашагана по КТК позволят улучшить его финансовые параметры.

Напомним, сейчас частные акционеры КТК, крупнейшим из которых является Chevron, находятся в конфликте с основным государственным акционером - Россией, владеющей в КТК 24% акций. Российская Федеральная налоговая служба признала финансовую схему, по которой работает КТК, схемой незаконной оптимизации налогообложения, а Росимущество требует от консорциума согласиться с повышением тарифов на прокачку нефти и со снижением процентов по долгу консорциума своим негосударственным акционерам. В очередной раз вопросы, связанные с конфликтом, владельцы КТК будут обсуждать на собрании акционеров в Москве 22 марта.

Ранее частные акционеры КТК считали необходимым как можно быстрее решить вопрос о расширении КТК, но новости от Agip KCO могут изменить ситуацию. Не исключено, что появятся и новые возможности для инвесторов, и новые временные рамки проекта. Тем более что впервые за последние несколько лет может измениться структура капитала КТК: миноритарный семипроцентный пакет акций КТК, контролируемый Оманом, выставлен на продажу.

Как сообщили на этой неделе несколько источников в Казахстане, новым владельцем семипроцентной доли в КТК может стать компания ONGC Mittal Energy - совместное предприятие индийской ONGC и металлургической группы Mittal Steel. По этой информации, цена сделки будет относительно невелика, порядка $200 млн, инициатива продажи исходит от самого Омана. В ONGC, Mittal Steel и Oman Oil, госкомпании, управляющей пакетом, отказываются комментировать возможность сделки.

Появление группы Лакшми Миттала и ONGC в КТК свидетельствует о том, что отношение инвесторов к перспективам КТК, сейчас считающегося проблемным, может измениться. А изменение параметров Кашаганского проекта способно поменять планы всех игроков в Каспийском регионе. В любом случае, как минимум двухлетняя отсрочка разработки Кашагана дает время на переговоры и сделки всем участникам проектов в регионе: как в Казахстане, так и в Азербайджане, России и в трубопроводных проектах Бургас-Александруполис, Баку-Тбилиси-Джейхан и проектах «Транснефти».

Материалы предоставлены
агентством WPS.