Казахстан заманивает инвесторов

Александр Шугаев
Гудок, 14.02.2007, с. 3

Правительство Казахстана ищет концессионеров на строительство четырех транспортных объектов в западном регионе страны

Российские компании пока не проявляют интереса к этим тендерам.

Министр транспорта и коммуникаций Казахстана Серик Ахметов заявил вчера в Астане, что тендеры на строительство двух новых и электрификацию действующих железнодорожных линий, а также строительство аэропорта в городе Актау будут объявлены в мае 2007 года.

Речь идет о строительстве линий Ералиево - Курык и Мангышлак - Баутино близ Каспийского моря, электрификации железнодорожного участка Макат - Кандыагаш.

Серик Ахметов сообщил, что сейчас по этим объектам активно ведется подготовка тендерной документации. Концессионные проекты будут реализованы в рамках транспортной стратегии страны, рассчитанной до 2015 года. Сроки концессий и стоимость проектов будут определены после того, как предложение привлечет достаточное число крупных инвесторов.

«Гудок» уже сообщал, что Казахстан заинтересован в строительстве железной дороги Ералиево - Курык. Эта ветка необходима стране для увеличения объема транспортировки нефти на внешние рынки и разгрузки морского порта Актау, мощности которого уже не справляются с перевалкой углеводородного сырья. Ветка Мангышлак - Баутино, в свою очередь, нужна для обслуживания морских нефтегазовых операций на шельфе Каспийского моря, перевозки нефти с казахстанских месторождений на экспорт через морской порт Баутино.

Электрификация участка Макат - Кандыагаш снизит капитальные и эксплуатационные расходы «Казахстан темир жолы» («Железные дороги Казахстана»). К 2015 году объем перевозок по этому участку составит 20 млн тонн грузов в год.

В рамках проекта строительства международного аэропорта Актау будут построены новая взлетно-посадочная полоса, аэровокзальный комплекс с пропускной способностью 350 человек в час и транспортно-логистический центр.

Начальник департамента анализа конъюнктуры рынка ОАО «РЖД» Дмитрий Мачерет отметил, что принятие решения об участии компании в строительстве инфраструктурных объектов в Казахстане может произойти только после подробного изучения ТЭО всех проектов. Концессии предполагают получение прибыли, поэтому необходим строгий экономический расчет.

Председатель исполнительного комитета координационного транспортного совещания стран СНГ Чингиз Измайлов, в свою очередь, сказал «Гудку», что долгосрочные концессии - наиболее выгодный прием для привлечения частных инвестиций. Это четкие правила игры, сроки и объемы. По мнению эксперта, привлечение инвесторов с помощью концессий для Казахстана будет хорошим опытом. Стране не хватает своих профессионалов, а крупные компании придут из других стран со своими технологиями и специалистами. По словам Чингиза Измайлова, новые железнодорожные проекты весьма актуальны. Недалеко от Ералиева разведано месторождение урана, а это сулит большие прибыли. Кроме того, усиление железнодорожной инфраструктуры близ Каспия активизирует интермодальные перевозки. Аэропорт в Актау также будет необходим, потому что там строится еще один морской порт и резко возрастают пассажиропотоки.

Аналитик ИК «ЦентрИнвест» Наталья Сорокина полагает, что транспортные проекты в Казахстане привлекут в первую очередь местных инвесторов, потому что новых месторождений природных ресурсов в этой стране разведано мало, а строительство небольших железных дорог, которые будут ориентированы на порты Каспия, окупится через многие годы. Эксперт также уверена, что в концессионных предложениях будут заинтересованы компании, имеющие стратегические интересы в Казахстане, то есть китайцы.

Наталья Сорокина выразила сомнение в том, что железнодорожными проектами заинтересуются РЖД: «Российской компании необходимо развивать свою инфраструктуру и искать инвесторов. Строительство за рубежом актуально для РЖД только при наличии прогноза быстрой окупаемости. В Казахстане таких условий нет».

Материалы предоставлены
агентством WPS.