Новая структура правительства

Халид Валидов
Фергана.Ру, 06.02.2007

По количеству министерств и госкомитетов Кыргызстан может войти в первую десятку стран мира

Если Жогорку Кенеш (парламент Кыргызстана) утвердит предложенную президентом структуру правительства, то эта республика окажется в первой десятке стран мира по количеству министерств, оказавшись в ряду таких государств, как КНР, Индия, Турция и еще нескольких других.

Ряд депутатов вновь раскритиковали уже во второй раз предложенную на их рассмотрение структуру правительства. По словам депутата Каныбека Иманалиева для создания эффективной структуры правительства было необходимо провести лишь инвентаризацию всех министерств, государственных комитетов и госагенств, работавших до этого.

Некоторые парламентарии полагают, что страна, которая никак не может добиться существенного экономического развития и имеет огромный дефицит бюджета, не может себе позволить иметь столько министерств и ведомств. Надо отметить, что в этой республике каждый государственный комитет по всем параметрам приравнивается к министерству. Таким образом, количество министерств может составить 19, в то время как, например, соседний Казахстан с огромной территорией и огромным населением имеет всего 16 министерств, а в Узбекистане их всего 13. Даже в Индии только 18 министерств.

Директор аналитического Центра экономики Кыргызстана Сапар Орозбаков считает, что одна из причин экономического кризиса в стране состоит в том, что государственный аппарат здесь остается таким же неповоротливым, каким был при социализме.

Аппарат управления республики характеризуется тем, что продолжает разрастаться за счет необдуманного заимствования структур из других стран, придерживающихся самых различных типов управления. Например, государственный секретарь - как в США; Совет безопасности - как в России, Конституционный суд - как в некоторых странах Запада. Таким образом, в стране сложилась эклектическая модель государственного управления, лишенная внутренней логики.

С другой стороны, местные политологи отмечают, что в стране еще нет политических предпосылок для создания компактного, но эффективно работающего аппарата управления, в результате чего имело бы место крупномасштабное сокращение гос.аппарата за счет ликвидации всех лишних структур. Эти предпосылки должны были быть созданы в ходе конституционной реформы, а этого в Кыргызстане не случилось.

Предполагалось, что с переходом к парламентской форме правления в республике не будет надобности в президентской администрации и аппарате правительства в том виде, какие они есть на сегодня.

По вопросу принятия новой структуры правительства страны депутаты Жогорку Кенеша (парламента Киргизии) проголосуют 6 февраля.

Материалы предоставлены
агентством WPS.