Есть у меня свое «облако»

Давлат Умаралиев, художник по тканям
Правда, N11, 02.02.2007, с. 6

Художник по национальным тканям из Маргилана завоевывает Московскую аудиторию

Прошлый год мне запомнился участием в московских выставках, и прежде всего в выставке народных художественных промыслов «Ладья-2006». Во многом благодаря именно таким выставкам мы, художники бывших советских республик, находим новых знакомых, укрепляем и расширяем свои творческие контакты. Мы вынуждены выживать кто как может. Приходится заниматься не только творчеством, но и бизнесом, иначе не проживешь.

Могу похвастать, что и в этом плане прошедший год оказался плодотворным. У меня появились новые клиенты в России, на Украине. Вместе с сотрудниками предприятия «Едгорлик», что в переводе с узбекского означает «память», «памятное», «сувениры», мы восстанавливаем и сохраняем забытые или утраченные национальные традиции в шелкоткачестве, ковроткачестве, пушном, швейном производстве, и прежде всего в уникальной технологии ткачества - икат, существующей лишь в нескольких странах Юго-Восточной Азии, а на бывшей территории Советского Союза сохранившейся только в Узбекистане. Суть иката в том, что рисунок сначала создается на нитях, а потом ткется. В традиционном же ткачестве рисунок накладывается на уже готовую ткань. В ходе экспериментов я создал собственную фирму «Абрикат» («абр» - по-русски «облако»).

Нередко вспоминаю, как жилось художникам, когда мы были гражданами одной большой страны. К нам, в Узбекистан, приезжали специалисты из Государственного музея искусств народов Востока, из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, других крупных музеев. В 70-е годы «люди из Центра», как мы тогда их называли, ездили по узбекским селам, выявляли, помогали собирать и сохранять забытые традиции народных промыслов. Отыскивали талантливых ребятишек, помогали народным мастерам, привлекали их к работе. Так, однажды разыскали единственного в Узбекистане мастера-набойщика, которому достались от отца древние деревянные штампы. С их помощью он делал на ткани уникальные объемные рисунки. Вытащили его из глубинки, дали возможность полноценно трудиться. Сейчас ему 73 года, и он до сих пор работает в технике икат.

Границы, разделившие страны, конечно, очень усложнили художникам жизнь. Меньше стало общения друг с другом, возможности обмениваться опытом, своими достижениями. Для творчества наступило трудное время. Безработицы среди художников, в общем-то, нет. Люди как-то работают, что-то делают. И все же не покидает горькое чувство: ведь художнику надо видеть перспективу, приносить людям радость своим творчеством. Жаль, что политики не могут договориться друг с другом. Но я знаю точно: культурное пространство наших народов невозможно разорвать никакими пограничными столбами.

г. Маргелан, Узбекистан.

Материалы предоставлены
агентством WPS.

Автор Комментарий
Атабек (не проверено)
Аватар пользователя Атабек.

Прошу извинение за пропушенные ошибки, т.е. знак "ь"
в словах "только".

 
Атабек (не проверено)
Аватар пользователя Атабек.

Очень интересная статья!Жаль толко то, что связи утрачиваются не толко между мастерами и художниками с разных республик но и у себя такая-же ситуация.
Предлагаю хотя-бы через интернет налаживать связи между собой.Скоро к концу февраля выезжаю с выставкой по городам Наманган,Фергана,Андижан, приходите на выставку,познакомимся.
А пока можете ознакомиться моим творчеством на сайте
www.uzbekskaya-solomka.na.... Будет желание написать,там указан E-mail.