Казахстан сэкономил на безопасности

Александр Шугаев
Гудок, 29.01.2007, с. 1

Комитет транспортного контроля министерства транспорта и коммуникаций (Минтранском) Казахстана признал работу «Казахстан темир жолы» (КТЖ) неудовлетворительной

Российские эксперты не удивились. По данным пресс-службы Минтранскома, в 2006 году на КТЖ (национальная железнодорожная компания Казахстана) зафиксировано 923 случая нарушения безопасности движения, в том числе две аварии. Эти показатели транспортное ведомство считает недопустимо высокими, а причинами называет нарушение технологии, халатность и неэффективное освоение инвестиций.

«Казахстан темир жолы» предписано пересмотреть график капремонта пути, наладить процесс повышения уровня профподготовки, систему аттестации и организацию технической учебы. КТЖ должна также составить предложения по улучшению качества ремонта подвижного состава, по обеспечению его сохранности и мерам снижения аварийности на железнодорожном транспорте.

Председатель исполнительного комитета Координационного транспортного совещания стран СНГ Чингиз Измайлов в беседе с корреспондентом «Гудка» назвал ситуацию с «Казахстан темир жолы» закономерной, поскольку «к сожалению, на пространстве СНГ реально инвестирует в обновление и модернизацию железнодорожного транспорта только ОАО «РЖД». По словам эксперта, страны Содружества привыкли пользоваться более новыми вагонами РЖД, задерживая их неделями, российскими специалистами, отрывая их от основной работы. Вагоны используются до сих пор, а вот затраты на модернизацию инфраструктуры целиком лежат на железнодорожных компаниях стран СНГ, у которых денег на это нет. В прошлом году, в частности, КТЖ сделала упор на получение прибыли, забыв о модернизации сети вовсе. Результат вполне закономерен.

А между тем деньги у КТЖ есть. По ее собственным данным, грузооборот в 2006 году увеличился на 11%, пассажирооборот - на 12%, а чистая прибыль была рекордной и составила около $300 млн.

Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов сказал, что подвижной состав КТЖ, в том числе и тяговый, изношен на 85% и перспективы его обновления в Казахстане связывают с российскими производителями. Обновлению же инфраструктуры могут способствовать только инвестиции КТЖ или государства. Пока этого не происходит, колея приходит в негодность, но КТЖ выжимает из нее последние соки. Работники железных дорог Казахстана также не особо стремятся «выкладываться на работе» из-за низких зарплат. Ситуация сложная, а железные дороги - основной вид транспорта в Казахстане.

Эксперты отмечают, что в Казахстане нет эффективного государственного механизма влияния на КТЖ. По словам того же Чингиза Измайлова, Минтранском не может оказать непосредственного воздействия на КТЖ в части повышения требований к безопасности движения или применить какие-то санкции. «Министерству транспорта Казахстана необходимо образовать эффективный ревизорский аппарат, который смог бы непосредственно влиять на деятельность КТЖ и принимать превентивные меры», - полагает эксперт.

Материалы предоставлены
агентством WPS.