Среднеазиатский милитаризм на марше

Роман Кириллов
РБК daily, 24.01.2007, с. 2

Казахстан, Узбекистан и Туркмения удваивают военные бюджеты

В 2007 году среднеазиатские республики, некогда входившие в СССР, значительно повысили расходы на оборону. При планируемом увеличении ВВП на 9-10% рост военных бюджетов в регионе составит 48%. По темпам лидирует Казахстан: в 2007 году армия и оборонные структуры страны получат 1,22 млрд долл., что в два раза больше прошлогоднего показателя. Усиление милитаристской составляющей в буферных государствах России только на руку.

В 2006 году на военные нужды Казахстана, армия которого уже на две трети состоит из профессионалов, было выделено 600 млн долл. Но рост экономики позволил удвоить бюджетные расходы на армию, выделив сумму, впервые перешагнувшую миллиардный рубеж. Не секрет, что часть денег пойдет на создание своего военного флота. При этом расходы составят всего 1,2% от ВВП страны. Узбекистан к сумме затрат на армию добавил 100 млн долл. и довел общий показатель до 902,4 млн, что составит около 4,8% от ВВП. Военный бюджет Туркмении значительно меньше - 116 млн долл., но по сравнению с 2006 годом рост составил 37%.

Эксперты объясняют рост военных расходов Казахстана, Узбекистана и Туркмении естественным желанием защитить себя от внутренних и внешних угроз. У Казахстана это Китай, который, правда, является настолько гипотетической угрозой, что всерьез готовиться к войне с ним не стоит. Для Узбекистана опасным может быть афганское направление, а для Туркмении к угрозам из Афганистана можно приплюсовать Иран. Одновременно Казахстану пригодятся военные рычаги в Каспийском регионе, чтобы отбить у кого-либо соблазны проверять уязвимость своих нефтяных платформ и путей транзита. Узбекистану и Туркмении в разной степени угрожает исламский экстремизм.

Однако директор московского представительства Института мировой безопасности Иван Сафранчук считает, что увеличение военных бюджетов - это «покупка лояльности силовиков». «Я бы не преувеличивал значение внешних угроз в контексте роста военных бюджетов», - сказал г-н Сафранчук РБК daily. При этом, по мнению эксперта, Казах-стан и Узбекистан интенсифицируют сотрудничество в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), закупая у России технику.

Для России такая ситуация привлекательна - Москва и дальше намерена поставлять партнерам продукцию оборонно-промышленного комплекса. «Увеличение военных бюджетов этих стран можно использовать для наращивания военно-технического сотрудничества, - сказал РБК daily источник в «Рособоронэкспорте», пожелавший остаться неназванным. - Это является для нас стимулом продавать и сотрудничать. По ОДКБ у нас единые задачи, цели и взаимная поддержка. При этом мы рассчитываем, что они также внесут свой вклад в обеспечение стабильности, противодействие терроризму и проникновению в Россию наркотиков, в частности из Афганистана».

Иван Сафранчук согласен с вышесказанным. «Не надо пытаться на этом делать бизнес, так как эти страны будут закупать небольшие объемы, но геополитически это нам выгодно. Сильно на поставках не наживешься, но было бы хорошо, если бы страны сохранили свою привязанность к российской военной платформе, стратегии и тактике», - считает он.

Материалы предоставлены
агентством WPS.