Отставка премьера была давно ожидаемой

Айгуль Омарова
Фергана.Ру, 09.01.2007

Кто станет новым главой правительства Казахстана?

10 января 2007 года на совместном заседании обеих палат парламента решится вопрос о назначении нового премьер-министра Казахстана. 8 января премьер Даниал Ахметов подал в отставку. Согласно казахстанскому законодательству, вместе с премьером освобождают свои посты и министры, которые продолжат трудиться до утверждения новых чиновников. Отставка главы правительства была давно ожидаемой и, по мнению большинства аналитиков, шагом закономерным в той кадровой рокировке, которую время от времени устраивает Нурсултан Назарбаев.

Пятидесятидвухлетний Даниал Ахметов возглавлял правительство с июня 2003 года, приняв бразды правления у человека, который сам себя называл «продуктом Назарбаева» - Имангали Тасмагамбетова (сегодня он мэр Алма-Аты). До назначения премьер-министром Даниал Ахметов успел побывать Акимом (главой администрации) двух областей, в том числе и родной Павлодарской. С октября 1999 он неизменно входил в состав правительства в ранге просто заместителя, а затем первого заместителя главы правительства. Злые языки связывают имя уходящего премьер-министра с Евразийской промышленной ассоциацией, являющейся монополистом в алюминиевой промышленности Казахстана. Однако в каких-либо скандалах, связанных с этим, надо признать, г-н Ахметов не был отмечен. Даниал Ахметов - доктор экономических наук, увлекается велосипедом, говорят, является даже мастером спорта в этом виде. О его любви к этому виду спорта говорит и то, что он стал самым ярым энтузиастом создания команды «Астана» во главе с Александром Винокуровым, победителем этапов велогонки «Тур де Франс».

К числу «плюсов» правительства Ахметова можно отнести государственную жилищную, инновационную программы, а также программы развития космической отрасли республики и реформирования науки. При Даниале Ахметове был запущен первый казахстанский спутник KazSat, благодаря чему в Казахстане подешевеют мобильная связь, международные и междугородние переговоры и Интернет. Объем ВВП в 2006 году, по предварительным итогам социально-экономического развития страны, на душу населения в Казахстане составил $5,1 тыс.

На долю этого правительства пришлись две выборные кампании - парламентская и президентская, с которыми оно справилось без особых проблем. Однако есть и минусы. Так, правительству пришлось в пожарном порядке решать вопросы оплаты казахстанских рабочих на месторождении Тенгиз и на Кармете, принадлежащим иностранным кампаниям. А стоимость жилья, возводимого по социальной программе, все равно не по карману многим казахстанцам. Кстати говоря, не сбудутся надежды многих жителей страны на получение бесплатных 10 соток земли под индивидуальное строительство, поскольку это оказалось лишь популистским шагом правительством без конкретного механизма реализации своего же постановления.

Новому правительству придется решать те задачи, которые не удалось реализовать правительству Даниала Ахметова. Среди них программа индустриально-инновационного развития Казахстана. Согласно этой программе, республика к 2015 году должна перейти от сырьевой направленности экономики к высокотехнологичным производствам.

Среди претендентов на освободившийся пост - несколько человек. Несмотря на прошедший слух о том, что глава государства уже внес на рассмотрение парламента кандидатуру Карима Масимова, местные аналитики называют еще несколько человек, способных возглавить новое правительство Казахстана.

Это - нынешний руководитель администрации президента Адильбек Джаксыбеков. Его считают жестким управленцем, а также фигурой, «равноудаленной» от всех ФПГ, имеющихся в стране. До назначения на нынешнюю должность он был акимом Астаны, сенатором. Еще раньше занимался бизнесом и создал одну из самых мощных корпораций в Казахстане «Цесна», относящуюся к монополистам в мукомольной промышленности.

Еще один кандидат на должность главы правительства - Григорий Марченко, возглавляющий сегодня правление Народного банка Казахстана. Еще пару лет назад Григория Александровича называли одним из самых успешных реформаторов на постсоветском пространстве. Однако в январе 2004 года он ушел с поста вице-премьера, не поладив с Даниалом Ахметовым. Одной из причин тогдашней отставки Марченко стало его несогласие с ходом реализации жилищной программы. Однако сегодня Григорий Александрович чувствует себя превосходно в роли руководителя банка, акции которого принадлежат семейной чете Кулибаевых, т.е. второй дочери президента Казахстана Динаре Кулибаевой и ее мужу Тимуру Кулибаеву, руководителю мега-холдинга «Самрук», в котором собраны госактивы национальных компаний «Казахтелеком», «Казпочта», «КазМунайГаз» и «Казахстан Темир Жолы». И вряд ли согласится поменять любимое банковское дело на хлопотную и неблагодарную должность премьер-министра.

Другими кандидатурами в премьер-министры называют теперь уже и.о. первого заместителя премьер-министра Карима Масимова и министра экономики и бюджетного планирования Аслана Мусина. Г-н Мусин так же, как и Джаксыбеков, нейтрален по отношению ко всем ФПГ, однако его минусом является недостаточный опыт работы на республиканском уровне. Что же касается кандидатуры Карима Масимова, то здесь гораздо сложнее. Во-первых, он не казах, что может помешать ему. Во-вторых, он несколько работ проработал в Китае, закончил Пекинский институт языков, и это также может оказать негативное воздействие на парламентариев, которые будут утверждать нового главу правительства. И главное - Карим Масимов аффилирован со вторым зятем Нурсултана Назарбаева. И его назначение премьер-министром будет означать усиление позиций Тимура Кулибаева, который и без этого выиграл в результате столкновение бизнес-элиты со старшим зятем президента Назарбаева осенью 2001 года. В случае такого назначения президенту страны придется восстанавливать баланс в элите высоким назначением старшего зятя Рахата Алиева (супруга Дариги Назарбаевой). Сейчас, как известно, Рахат Алиев занимает пост первого заместителя министра иностранных дел и сыграл огромную роль в продвижении и заявки Казахстана на председательство в ОБСЕ. К тому же к числу его достижений можно отнести и более чем тесное сотрудничество нашей республики со странами Бенилюкса и Австрией.

Вероятно, более чем наполовину обновится и состав правительства. Во всяком случае, поговаривают о том, что в обновленном правительстве не окажется Бирганым Айтимовой, Загипы Балиевой и еще ряда персон. Очевидно, следует ожидать, что их место займут новые управленцы. Практически все информационные агентства, сообщая об отставке правительства, заострили внимание на том, что Нурсултан Назарбаев провел консультации с руководством партии «Нур-Отан», имеющей большинство мандатов в парламенте. Среди предложений реформирования политической системы содержится и такое: правительство формируется партией, набравшей больше мест в парламенте. К тому же глава государства не так давно отметил, что госструктуры должны пополняться новых лиц из «Нур-Отана». Вполне возможно, что нынешний руководитель партии Бахытжан Жумагулов может занять пост министра науки и образования, а Дарига Назарбаева - портфель министра культуры и информации. Эксперты не исключают такого поворота событий.

Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»:

Что касается деятельности правительства Даниала Ахметова, то здесь однозначную оценку сложно дать. Если смотреть деятельность министров экономического блока, то в принципе отрицательных показателей не наблюдалось. В основном имели отрицательные показатели министры социального блока, политического и силового. Из этих министров «отметились» многие. К примеру, Счетный комитет отметил многие недостатки - нецелевое использование бюджетных средств, растраты, факты коррупции среди чиновников, работающих в тех или иных министерствах.

Было, конечно, какое-то движение вперед в плане экономики, но те негативные моменты, скажем, то же снятие министра здравоохранения из-за чудовищного факта - заражения детей ВИЧ-инфекцией в Шымкенте, разоблачительные речи президента страны в адрес руководителей национальных компаний из-за высоких зарплат, затушевали положительные моменты. И это тоже сыграло свою роль в уходе Ахметова.

Новым главой правительства, скорее, станет Карим Масимов. Президент поставил его курировать экономический блок, фактически он не «замарался», грубо говоря, в других вещах - социалке и т.д., и то, что ему дали некоторые полномочия, которые превышали полномочия Даниала Ахметова, это тоже показатель. Но возможно, премьер-министром окажется Адильбек Джаксыбеков, потому что уже бывало, когда вместе с правительством меняли и руководство администрации главы государства. Аслан Мусин вряд ли займет пост премьера, потому что он все-таки больше лидер регионального уровня. В лучшем случае вице-премьер.

Бурихан Нурмухамедов, заместитель председателя партии «Ак Жол»: - Если характеризовать деятельность правительства Даниала Ахметова по пятибалльной системе, то ему можно поставить оценку «четыре». В экономическом блоке уходящее правительство не сделало катастрофических ошибок, хотя и не в полной мере использовали имеющиеся возможности. Однако в политическом отношении было сделано очень мало. Но такой задачи перед этим правительством и не стояло.

На мой взгляд, есть большая вероятность возвращения в правительство Сауата Мынбаева, Зейнуллы Какимжанова, возможно возвращение Григория Марченко. Премьер-министром, я думаю, шансы пока 50 на 50 у Адильбека Джаксыбекова, Карима Масимова. Думаю, что новым главой правительства станет тот, кто сможет обеспечить новые реформы и в то же время сохранит стабильность и согласие.

Досым Сатпаев, руководитель группы оценки политических рисков: - Я вообще считаю, что все последующие правительства после Акежана Кажегельдина были техническими. После него и премьер-министр, и само правительство стали играть второстепенную роль в жесткой вертикали исполнительной власти Казахстана. Это была целенаправленная задача президента страны -превратить правительство только в технический исполнительный орган без каких-то серьезных политических амбиций. И все премьер-министры, которые были после Акежана Кажегельдина, - Балгимбаев, Токаев, Тасмагамбетов - это очень хорошие исполнители, достаточно лояльные к президенту; и Даниал Ахметов в этом ряду исключением не является. Сам Даниал Ахметов и его правительство были ни чем не лучше и не хуже предыдущих. Более того, меня несколько смущает искусственный ажиотаж вокруг смены правительства в Казахстане. Я не имею в виду только смену правительства Даниала Ахметова, но и те рокировки, которые были до него. Потому что от того, будет возглавлять правительство Карим Масимов или Аслан Мусин, ничего не меняется. Правительству ничего не остается, как реализовывать те программы, которые президентом уже были одобрены. А таких программ немного, они ключевые. Во-вторых, новое правительство будет иметь те же самые плюсы и минусы, какими обладали предыдущие правительства. Плюсом является все-таки то, что выработан механизм преемственности власти на уровне правительства. Новый премьер-министр не будет пытаться рубить с плеча, а министры станут вникать в те дела, которые начинали их предшественники, или продолжат реализацию тех программ, которые начинали их предшественники. Большим минусом было, кроме правительства Акежана Кажегельдина, то, что все правительства перестали быть самостоятельными и были практически не креативными. Это привело к тому, что некоторые функции правительства на себя перетянули Совет безопасности и администрация президента. Я думаю, что консультации с «Нур-Отаном» являются продолжением тех инициатив с тогда еще «Отаном» по поводу того, что правящая партия или партия, имеющая большинство в парламенте, должна участвовать в формировании правительства. Я не исключаю того, что новое правительство будет формально формироваться с участием партии «Нур-Отан». Без одобрения парламента президент не может назначить премьер-министра. Все то, что происходит в социально-экономической, политической жизни Казахстана, одобрено, разработано с участием главы государства. Думаю, что новым премьер-министром, скорее всего, станет Карим Масимов.

Константин Сыроежкин, доктор политических наук: - Скорее всего, новым премьер-министром станет Адильбек Джаксыбеков. Но после Даниала Ахметова любой [глава правиельства] будет лишь переходной фигурой. Неизвестно, пойдет ли президент на какие-то радикальные реформы или нет, насколько будет усиливаться парламент, насколько ослабится правительство, насколько сама президентская вертикаль будет ослабляться. Пока никаких подвижек нет. И поэтому нужен более жесткий управленец. А Джаксыбеков более жесткий управленец, чем Масимов, и потом Джаксыбеков как бы уравновешивает кадровую политику. Карим Масимов более либерален. Деятельность самого Даниала Ахметова оцениваю положительно. Ему по большей части повезло, нефтяная конъюнктура сыграла свое.

Ильяс Карсаков, кандидат исторических наук: - Даниал Ахметов предполагал подать в отставку сразу же после президентских выборов. И подавал, но президент эту отставку не принял. Вообще надо сказать, что это произошло в нарушение традиций. Видимо, необходим был какой-то период, теперь этот период прошел и президент принял решение о принятии отставки Даниала Ахметова. Деятельность правительства была на фоне роста цен на нефть, с одной стороны, и в этом плане правительству Даниала Ахметова повезло. Экономические показатели в республике росли. Но во многом это был количественный, а не качественный рост. В то же время наблюдался рост цен на продукты, недвижимость, а в условиях нашей монополизированной экономики это потянуло за собой еще большее социальное расслоение. С другой стороны, Даниал Ахметов предложил развитие кластерной технологии, то есть инновационное развитие республики, переход от сырьевой экономики к не сырьевой, обрабатывающей промышленности. Но возникало ощущение, что он не справлялся с этой проблемой, особенно это было заметно в неспособности правительства обуздать инфляцию. Но в принципе обуздать инфляцию невозможно было, потому что вся экономика у нас была завязана на нефтяную трубу, и стоимость цен на бензин и другие ГСМ неизбежно приводила к росту цен на сельхозпродукты, коммунальные слуги и т.д. Это связано с неразвитостью инфраструктуры Казахстана, в основном перевозки осуществляются не железнодорожным, а автомобильным транспортом. Цены на бензин за последние три года выросли в несколько раз, выросли и коммунальные тарифы, цены на продукты и т.д. Соответственно увеличилась и инфляция. Когда нам утверждали, что рост идет всего в 10%, то люди ощущали на своем кармане рост не в 20-30, а в 40%.

Даниал Ахметов - сильный хозяйственник, но в отличие от предыдущих правительств у него в команде не было сильных экономистов типа Жандосова, Марченко, если сравнивать с правительством Тасмагамбетова или Токаева. Отсутствие таких сильных экономистов позволяло Ахметову проводить свою политику. Однако говорить о предполагаемых кандидатах на пост главы правительства трудно, поскольку президент Назарбаев может сделать очень нестандартный ход, к примеру, назначить [на должность премьер-министра] кого-то из областных акимов.

Материалы предоставлены
агентством WPS.