Таджикская элита под влиянием «нурчистов»

Автор Сообщение
Аватар пользователя Мухибулло Шоев.
Сообщений: 1
С нами c 2014-01-30

На пороге 1990-х годов государства Центральной Азии столкнулись с идеологией пантюркизма, которая распространялась через турецкие лицеи, в большом количестве открытые Турцией по всему региону. И тогда, и сегодня культурно-гуманитарное направление во внешнеполитической сфере Турецкой Республики занимает важное место в комплексе двустороннего сотрудничества. В мае 2009 года объединения турецких лицеев «Шалола» и «Измир» открыли в столице, в областных центрах и крупных городах Таджикистана сеть лицеев. Кроме того, с того времени более тысячи таджикских граждан обучились в высших учебных заведениях Турции.

В Душанбе до сих пор функционирует «Таджикско-турецкий лицей», в котором обучаются свыше 500 студентов. Этот лицей очень популярен среди детей таджикской элиты и зажиточных семей. Занятия проходят на четырех языках - английском, турецком, русском и таджикском. В отличие от многих обычных школ и лицеев, «Хаджи Кемал» оборудован современными обучающими средствами.

Студенты, обучающиеся здесь, участвуют в международных образовательных конкурсах и регулярно выезжают за границу. В условиях, когда о поездке за границу большинство учащихся в Таджикистане могут только мечтать, таджикско-турецкий лицей открывает мир своим студентам.

Но есть и обратная сторона медали - идеологическая платформа, голос которой пока не очень слышен, но о которой следует обязательно упомянуть, - это пантюркизм. Чтобы всем было понятно, о чем я говорю, приведу пример. Существует сеть турецких организаций, как образовательного, так и экономического направления, посредством которых в нашем обществе, да и во всей Центральной Азии исподволь насаждается идеология пантюркизма. Правда, об этом не говорится открыто и потому их деятельность не так заметна. Но для понимания проблемы необходимо обратить внимание на следующий момент.

Если сравнивать ситуацию в этом направлении с другими странами Центральной Азии, то институт «национально-турецких» лицеев имеет ощутимую поддержку только в Казахстане и Таджикистане. Другие страны в начале 2000-х годов отказались от их услуг.

Каждый таджикско-турецкий лицей внимательно отслеживает последующий жизненный путь каждого своего выпускника и по мере возможности помогает им. Соответственно, можно предполагать, что потенциально любой из них является носителем вполне определенной идеологии. И их деятельность будет направлена на поиск точек соприкосновения с Турцией. Если хотите, с достаточным на то основанием их можно было бы назвать «агентами влияния».

Директором указанного учебного заведения является гражданин Турции Элхам Османлы, который не скрывает приверженность идеям «нурчистов» и пантюркизму в целом. Более того, преподавателями из Турции в общежитии лицея созданы все необходимые условия для совершения молитв. На каждом этаже имеется специально выделенная комната для чтения намаза, где на стенах вывешены различные изображения и картины, пропагандирующие идеи пантюркизма. Также, согласно внутреннему уставу учебного заведения, обучающиеся на территории лицея должны общаться исключительно на турецком языке.

Многие преподаватели лицея дружат с таджикскими предпринимателями, которые помогают выпускникам лицея, после окончания обучения, наладить свой бизнес. Сам директор Э.Османлы поддерживает дружеские отношения с более чем десятью предпринимателями рынка «Саховат», которым оказывает содействие в доставке товаров из Турции. По его инициативе в чайхане «Рохат» г.Душанбе периодически устраиваются встречи местных и турецких предпринимателей, которые проводят психологическую обработку в русле идей «нурчистов».

В начале декабря этого года в целях стимулирования наиболее талантливых студентов турецкого лицея представителями дипкорпуса Турции были вручены несколько комплектов компьютеров и учебной литературы. Это указывает на то, что таджикско-турецкие отношения имеют хорошую перспективу для развития и богатый потенциал для взаимодействия.

Как видите, экономическая политика и идеология тесно взаимосвязаны. Идеологией пантюркизма пропитано все, начиная от послания президента и заканчивая школьными учебниками. Поэтому говорить о том, что в Таджикистане нет идеологии пантюркизма, по меньшей мере, неразумно. Идеология у нас есть, и определяется она экономическими интересами. В этом плане трудно переоценить влияние «нурчистов» на развитие местных предпринимателей. Да Китай наиболее глубоко вошел в сферу разработки полезных ископаемых, но сегмент частного бизнеса остался под контролем «нурчистов», ориентированных на таджикскую элиту.

Идеология замыкается на экономических интересах отдельных группировок, и происходит это повсеместно. Но это не те финансово-промышленные группы, о которых у нас любят рассуждать. Там все намного сложнее. Поскольку на Таджикистане сейчас сфокусировано внимание многих заинтересованных сторон, в первую очередь КНР и России, идеологическая экспансия Турции остается в тени. И об этом нам следует задуматься...