Дичаем, братцы, дичаем

Автор Сообщение
Аватар пользователя Максут Ибраев.
Сообщений: 1
С нами c 2013-07-01

Дичаем, братцы, дичаем

Идея тенгрианства, как идеологическое оружие наиболее экстремистки и националистически настроенной части кыргызской политической элиты.

Если верить основным постулатам марксизма, то общественное сознание вторично по отношению к экономическому базису. То есть по мере развития экономики народ приобщается к все более возвышенному, а значит передовому мировоззрению. Ну, а при деградации экономики происходит возврат к первоначальным ценностям.

За примерами далеко ходить не надо. Переход от рабовладельческого способа производства к феодальному сопровождался массовой христианизацией населения. А развитие капитализма обозначилось сначала появлением различных протестантских течений, а затем и не менее массовой атеизацией того же населения.

На момент приобретения независимости Кыргызстан был достаточно развитым аграрно-промышленным государством, с фактически атеистическим мировоззрением подавляющего большинства проживающего на его территории населения. Стремительное разорение и обнищание общества породило и откат общественного сознания. Европезированная часть народа потянулась за утешением к православию, азиатская составляющая общества вновь обратилась к исламу.

Но, к сожалению, развал экономики продолжался, и образ жизни и экономический базис значительной части населяющих Кыргызстан людей оказался ниже уровня не только десятого, но уже и шестого века нашей эры. То есть ни мусульманский, ни христианский образ мыслей озверевших от ужасающей нищеты люмпенов уже не устраивал. Вот тут-то и начался поиск «первоначальных ценностей» и появились близнецы-братья. С одной стороны, это мусульманские экстремисты, борющиеся за возрождение первоначального понимания ислама в его ваххобитском варианте. С другой - сторонники тенгрианства, которые одичали настолько, что их уже не устраивает даже моральный кодекс образца шестого века нашей эры.

Причем если исламские экстремисты, мечтающие о построении всемирного халифата, рекрутируются в основном среди узбеков, уйгуров, дунган, то идею тенгрианства попыталась взять на вооружение наиболее националистически настроенная часть кыргызской недоучившейся «интеллигенции». Кстати, во многом, как противоядие против попыток привлечь истинных кыргызов к сторонникам халифата и способ удержания его под своим влиянием. В итоге фактически была предпринята попытка превратить тенгрианство - этот комплекс религиозных воззрений древних монголов и тюрков, в основе которого лежит культ Тенгри (обожествленного неба), в основу государственной идеологии.

А в качестве подтверждения исключительности и древности кыргызского народа и государственности взяты произвольно выбранные данные из обширного национального эпоса «Манас». Развернутая в средствах массовой информации, образовательной сфере и на официальном уровне широкая пропаганда идеи национального превосходства «истинных кыргызов» с участием ученых, политических и общественных деятелей принесла свои плоды.

Одним из результатов внедрения этой идеи (вплоть до сумасбродных «открытий» типа того, что именно кыргызы являются истинными арийцами, и сам Гитлер посылал в Кыргызстан экспедиции дабы им поклониться) стали апрельские события 2010 года, а затем последовавшие межэтнические столкновения на юге страны, когда фактически произошло первое вооруженное столкновение между мусульманскими и тенгринианскими экстремистами.

Двадцать лет вдалбливания в головы подрастающего поколения идеологии времен кочевой древности и грабительских набегов на оседлое население наглядно проявились и в последних событиях. В идеологию тенгрианства отлично вписывается и захват с последующим грабежом рудника «Кумтор», и требование от иностранцев «обслужить» все материальные запросы великого кыргызского народа, и презрительное отношение к центральной власти, и перекрытие дорог, и захват административных зданий с целью шантажа и получения дани от неполноценных народов и племен.

Возможно, что по мере роста благосостояния кыргызского народа, идеи тенгрианства сами собой отойдут на задний план. Но не надо забывать и о том, какое разрушительное воздействие они оказывают сегодня на будущее кыргызской государственности, фактически превращая его в «зону свободных племен». В утешение могу добавить, что стремление вернуться к «первоначальным ценностям» характерно для всех народов. Кстати, есть это даже в циничной и цивилизованной Европе. Мне вспоминается картинка в одном английском журнале: одетый в звериную шкуру и с каменным топором в руке служащий стоит на получетвереньках в ультрасовременном кабинете шефа. Который говорит: «Мистер Смит, я, конечно, уважаю ваше стремление к первоначальным ценностям, но не до такой же степени!».