Подготовка к большой драке начинается

Автор Сообщение
Аватар пользователя izzatullo.
Сообщений: 2
С нами c 2012-04-27

Когда киргизы свергли президента К.Бакиева, в обстановке всеобщей эйфории и надежд на долгожданные перемены, киргизское общество на «ура» восприняло идею перехода от президентской формы правления к парламентской. В ту пору стервятникам с богатым акаево-бакиевским прошлым, дорвавшимся до власти, необходимо было любым путем удержать бразды правления в своих руках и не допустить реванша сторонников прежнего режима.

Они пошли даже на то, что спровоцировали межэтнический конфликт на юге страны. И пока в регионе, где реваншисты имели набольшие число сторонников, киргизы пускали узбекам кровь и напоминали остальным нацменьшинствам, кто в республике хозяин, в Бишкеке отцы очередного государственного переворота прибрали полностью властные полномочия и определились с правилами дальнейшего сосуществования. Так как в банке собрались отборные скорпионы, готовые пережалить друг друга, надо полагать, сработал инстинкт самосохранения, и триумфаторы решили, что самый подходящий вариант для этого - парламентская республика.

Подходит ли стране подобная форма правления, если государственные и общественные институты, способные обеспечивать баланс в системе сдержек и противовесов между ветвями власти? На эти вопросы новые киргизские революционеры предпочитали не обращать внимание. Народ «купили» на простой и проходящей идее: не хотите реставрации акаевщины и бакиевщены в дальнейшем в каком-либо виде, соглашайтесь на парламентскую республику. Ну, а так как в киргизском обществе еще свежа была память о президентах, которых пришлось гнать из страны «поганой метлой», несложно было предугадать, что население двумя руками проголосует за парламентскую республику.

Теперь, когда на смену временному президенту и правительству пришли новоизбранный глава государства, сформировано коалиционное правительство, появились первые признаки раскола и расхождений в отношениях по линии президент-председатель правительства. Пока только стала осыпаться «штукатурка» и появляются малозаметные трещины, но, как говорится, тенденция налицо.

Достаточно посмотреть на громкие заявления президента, чтобы убедиться, это вам не какой-нибудь «хилый» президент Германии или Италии, который в текущие дела не лезет, а как арбитр и гарант конституционных прав, наблюдает, чтобы политические оппоненты оставались в рамках правого поля. Один визит А.Атамбаева в Москву чего стоит. Во время той поездки общественное мнение усилиями российских СМИ было сфокусировано на теме «российская авиабаза и платежи за нее». Но, по-моему, куда интереснее были Атамбаевские заявления, что нельзя допустить использования киргизской авиабазы «Манас» в возможной войне США с Ираном. Не знаю, почему, но никто особого внимания не обратил, что по существующим договоренностям «Манасом» пользуется военно-транспортная авиация американцев. Теперь же поднятая А.Атамбаевым «буря» в стакане воды, дала повод подозревать, что есть какие-то секретные приложения к киргизско-американским договоренностям, согласно которым «Манас» может использоваться боевой авиацией. Тогда действительно есть повод для беспокойства, которое усилилось после «внезапного» визита американского министра обороны в Бишкек по пути в Афганистан.

Внутри страны «шоу» развивается по иным канонам. Из общемировой практики следует, что в парламентской республике вопросами внешней и внутренней политики ведает премьер-министр. Но и здесь в лучших бакиевских традициях Атамбаев хочет править в одиночку, отведя председателю правительства роль «технического» премьера, которого в случае неблагоприятной политической конъюнктуры и провалах в социально-экономической сфере, можно отправить в отставку.

Однако ныне на киргизском «дворе» не Бакиевские времена, когда президент того же Атамбаева – председателя правительства - мог приблизить, а потом послать, куда подальше. Теперь по действующей конституции глава правительства имеет куда больше прав, и обладает куда большим политическим весом. Это вполне самостоятельная политическая фигура, наделенная весьма широким спектром властных полномочий. И такой выкормыш Бакиевской школы кадров, как действующий премьер-министр Омурбек Бабанов это прекрасно понимает. Он также осознает, что ему, по крайней мере, сейчас нет никаких резонов противопоставлять себя и наживать себе врага в лице президента, который может на популистской риторике набирать очки, а все неудачи в социально-экономическом развитии страны списывать на неэффективную работу правительства. Понимая это и пользуясь полномочиями, О.Бабанов укрепляет тылы, расставляет своих людей на ключевые должности в регионах. Ряд киргизских изданий начали выражать свое недовольство тем, что на должности глав районных администраций и ключевые должности на местах возвращаются «бывшие». Не секрет, что все эти пройдохи реанимированы по прямому указанию главы правительства.

О.Бабанову нужно торопиться. «Черная кошка» между ним и президентом уже пробежала. Первые симптомы раскола в правящем тандеме проявились, когда премьер предпринял попытку ограничить полномочия подотчетного главе государства ГКНБ в расследовании экономических преступлений. Тогда Бабанов прямо заявил, что единственным органом по расследованию подобного рода преступлений должна стать Государственная служба финансовой полиции. Высказывание вызвало огромное недовольство президента Атамбаева и председателя ГКНБ. Это столкновение интересов вылилось в противостояние подконтрольных каждой из сторон силовых структур.

По всей видимости, это пока только прелюдия к большой драке и дальнейшая борьба «бульдогов-тяжеловесов» за власть и влияния не даст скучать и вдоволь «позабавит» киргизов.

 

Александр Свиридов