Уроки мусульманской юриспруденции для не-мусульман

Автор Сообщение
Аватар пользователя Айбек Ахмедов.
Сообщений: 22
С нами c 2008-03-11

Уроки мусульманской юриспруденции для не-мусульман

Мусульманская юриспруденция, иначе называемая усул ал-фикх на арабском, является обособленной правовой наукой которая определяет принцип и методы правотворчества основанные на источниках мусульманского права. Я тут не буду приводить основы теории или информацию которую вы можете найти в интернете, а буду приводить примеры основанные на responsa мусульманских юристов и буду объяснять как и почему так он привёл. Примеры будут приводится или из семейного права, наследственного права, уголовного или договорного права. 

В раннем исламе право формировалось на основе фетв или responsa prudentium, как понимал их Гольдциер. Я приведу responsa одного из ранних юристов и полуоснователей ханафитской школа права (которая широко распространнена среди мусульман России) Мухаммеда аш-Шайбани, который также какое-то время был советником аббасидского халифа и судьёй в некоторых городах, в остальное время он посвятил развитию теоретических основ своей школы. 

Мухаммеду аш-Шайбани собрал много из своих ответов в отдельные книги и представлял для публики. Одной из такой книг является Китаб ал-Атар (которое переводится как Книга о Преданиях), в котором он привёл те правовые предания которые были переданы его учителем Абу Ханифой. 

Следующее предание касается свидетельства не-мусульман против мусульман в суде. Шайбани спросили, может ли не-мусульманин давать свидетельство против мусульманина? На что он отвечает: Абу Ханифа передал мне от Хаммада что Ибрахим сказал касательно слов Всевышнего: «Cвидeтeльcтвoм мeждy вaми, кoгдa пpиxoдит к кoмy-нибyдь из вac cмepть, в мoмeнт зaвeщaния (дoлжны быть) двoe oблaдaющиx cпpaвeдливocтью из вac или двa дpyгиx нe из вac, кoгдa вы cтpaнcтвyeтe пo зeмлe и вac пocтигнeт нecчacтиe cмepти» (перевод Крачковского Коран 5:106) что они были отменены. 
Мухаммед пояснил: Мы следуем этому и считаем что это решение Абу Ханифы. Он (т.е. Ибрахим) только имел ввиду этим что в завещании о наследстве человека который находится в дальней поездке свидетелем, если нету мусульманина поблизости, может выступать не-мусульманин. Но (считает Шайбани) данное правило отменено и только мусульмане могут свидетельствовать в завещании мусульманина или в чём-либо другом, но Господь знает лучше»

Из данной responsa было установлено правило которое и вошло в теорию мусульманского права и стала принципом: не-мусульманин не может выступать свидетелем против мусульманина на суде. Но давайте разберём саму responsa по порядку. То что Мухаммед передал от цепи данных юристов, в мусульманском праве называется иснадом; в данном предании цепь передатчиков такова: Шайбани – Абу Ханифа – Хаммад ибн Сулайман – Ибрахим Накхаи. Все они представители древней куфинской школы права. Если вы спросили что-то у мусульманского юриста и он вам даёт сухой ответ, чтобы убедится что он основывается на практике предыдующих юристов или мнение которое основывается на предании восходит к тем юристам которые имели более сильный авторитет. 
Второе, вы видели что последний в цепи передатчиков, или тот кто первым высказал это мнение, просто дал своё мнение о правиле которое написано в Коране. В основном в мусульманской юриспруденции опираются на мнения Пророка или на то что он делал или не делал, это и называется хадисом. Хадисы в отличие от атаров (которое мы только что привели) основываются только на мнения Пророках, тогда как атары могут основыватся на мнении сподвижников или тех кто последовали за ними. Первых называют сахаба, а вторых табии. Ибрахим Накхаи был табии, то есть он следовал и видел сахаба, но не видел Пророка. Этот фактор занимает очень важное место в мусульманском праве.