бессвязные мысли на самую популярную тему
Любовь? Что это?
Самое естественное обезболивающее.
То, что есть. ЛЮБОВЬ.
(последние слова Уильяма Берроуза)
Все вокруг говорят о нем. Мужчины и женщины, старики и дети, рабочие и крестьянки, буржуазия и левые, буддисты и пожарники, мусульмане и христиане. Они все говорят о нем. О мировом кризисе на планете Земля.
Неудивительно, что меня попросили написать о кризисе. Ведь он перестал быть только финансовым, а трансформировался в поистине вездесущую энергию и стал подлинно мировым. Хотя если внеземные цивилизации существуют они наверняка в курсе, потому что космонавты на околоземной орбите тоже обсуждают влияние кризиса, ведь астронавты, как и обычные смертные, имеют супруг и детей, получают зарплату, платят налоги и берут кредиты...
Мировой кризис. Впервые за всю человеческую историю родился катаклизм такой мощности, что его разрушительное дыхание почувствовали все государства планеты - Золотой миллиард и Золотой Рог, постсоветские республики и страны Третьего мира, страны-участницы НАТО, ОДКБ, Бенилюкса, НАФТА, ШОС, ЕС и ОПЕК.
Мировой кризис. Это главная современная проблема для экономистов, социологов и аналитических телепередач. Это основная тема для разговоров на кухнях, в редакциях и парламентах всех стран мира. Это главный повод для ночных кошмаров политиков и олигархов, чиновников и менеджеров всех уровней. И тот, кто был всем, имеет как никогда значительные шансы, стать никем. Если раньше в криминальных новостях обсуждали аресты террористов, сутенеров, гангстеров и нарко-баронов, то сейчас мы наблюдаем аресты олигархов, банкиров и биржевых воротил.
Кризис изменил все правила движения: сегодня с автобана истории выбрасывает в кювет - модели, которые только вчера казались самыми прочными, надежными, стремительными. Прогрессивные умы человечества - от тайги до британских морей, от африканских саванн до казахских степей - пытаются найти выход из мирового кризиса. Ничего свежего, эффективного и по-настоящему планетарного пока не сформулировано. Поэтому люди действуют по старинке. В постсоветских странах на предельной мощности стала работать схема, старая и порочная как мир, которую Андрей Илларионов (интеллектуал, бывший экономический советник В. Путина) сформулировал в одной фразе - «приватизация собственности и национализация убытков». Лондонская молодежь и представители среднего класса выходят встречать саммит большой двадцатки с серпо-молоткастыми красными знаменами и транспарантами о том, что Capitalism doesn't work. В Германии выпущена партия «антикризисных» комиксов, которые базируются на выкладках «Капитала» Карла Маркса. В Российской Федерации наращивается численность внутренних войск и милиции для разгона тех кого кризис оставит без работы и хлеба. О том, как работают красные знамена мы, благодаря 70-летнему пребыванию под его полотнищем, знаем лучше обитателей Великой Британии. О практической реализации теоретических императивов «Капитала» мы тоже знаем не понаслышке, также как знаем об эффективности советской милиции и внутренних войск в кризисных ситуациях.
Наша страна как обычно идет своей дорогой: на проспектах и площадях наших городов не маршируют толпы с коммунистическими знаменами и не выкрикивают антикапиталистических лозунгов. На наших улицах исчезают биллборды с коммерческой рекламой, но природа не терпит пустоты и потому освободившееся пространство занимают ужасающе-проникновенные «антикризисные» воззвания акимата, портреты президента и цитаты из его послания. Афоризмы в духе оруэлловского Большого Брата. И здесь уже нечего комментировать, потому что эта плоскость по ту сторону добра и зла, потому что Оруэлл оставил предельно понятные комментарии на эту тему.
Нашу молодую страну кризис застиг на излете 17 года независимости. После периода 90-х - нулевых годов эпохи Беспредела - мы несколько лет жили в относительно стабильной стране. Наше благосостояние, с советских времен базировавшееся на углеводородах, пшенице и металлах - спасло нас и в эти годы. То, что мы называли «экономическим ростом и процветанием» оказалось фэйком, большим мыльным пузырем.
В этом году независимости нашей страны исполнится 18 лет. Теперь по законам истории мы несем ответственность за все что сотворили и творим. Настало время платить по счетам. И теперь мы не имеем право пенять на кого-то кроме себя. Мы, несмотря на заявления республиканских СМИ, по-прежнему находимся на периферии человеческой цивилизации и нас ждет долгая-долгая дорога до того момента когда название нашей страны будет фигурировать в списке «50 самых конкурентоспособных государств». И дело не только в географическом детерминизме и геополитике.
Мы переживаем девальвацию. Тотальную девальвацию. Теряют цену обещания политиков и интеллектуалов, теряют цену прогнозы социологов, девальвируется курс национальной валюты и цены на нефть, девальвируется уважение человека к человеку. Все 18 лет Независимости нас не волновали глобальные экологические проблемы, нас не волновали деградация сельского хозяйства и политика импортозамещения, нас не волновали экономическая и культурная экспансии, нас не волновали поиски национальной идеи и состояние культуры, нас не волновало катастрофическое положение искусства. Мы, как и в советские годы оставались безмозглой дойной коровой, сырьевым придатком для мирового рынка. Мы встретили кризис безоружными. Независимость и демократичность общества все эти годы оставались только фигурами речи и предметом демагогии. Кризис, как ветер развеял туман иллюзий и химер в которых мы жили. Мы увидели руины доставшиеся нам от Советского Союза, на которых мы построили нефтяные вышки, бутики с имитацией европейского гламура, кофейни с дорогим, но некачественным кофе, банки, большая часть которых сейчас переживают предсмертные конвульсии. А планета пока судит о нас только в связи с коррупционными скандалами, ущемлениями демократических прав и по-прежнему пребывает в уверенности, что «Борат» - это документальный фильм.
Мне предложили написать о том, что сейчас, в Эру Кризиса, как никогда важно формулировать свежие идеи, о том как важны в сложившейся системе - новаторство, инициативность и умение идти на риск. Но я один из миллиардов смертных, со своими проблемами в доме, своими тараканами и шаблонами в голове, у меня нет ни одной фразы, достойной того, чтобы ее разместили на биллборде и я не в силах найти алгоритм который пока не смогли обнаружить Нельсон Мандела, Гарри Каспаров, Барак Обама и Славой Жижек. Даже Никита Михалков не знает этого алгоритма, а ведь до кризиса у Никиты Сергеевича всегда были ответы на все глобальные вопросы и вызовы современности.
Мой друг по имени Ержик, однажды пережил самое серьезное испытание в своей жизни, и я думаю, урок, извлеченный Ержиком из этой переделки, может стать для кого-то поучительным. Опуская подробности, скажу, что Ержик однажды вечером оказался совершенно один в горном лесу в районе Алтая, в зоне казахстанско-российской границы. Ержик очутился там без еды, денег и документов, его мучило похмелье. Спустя несколько часов его стали терзать голод и жажда, потому что он типичный городской житель, который не умеет убивать диких животных голыми руками и не владеет искусством находить воду в приальпийской зоне. На Ержика надвигался призрак голодной смерти или вероятность погибнуть от когтей бурого алтайского медведя или клыков горного кабана. Но Ержик был смекалистым и по-своему храбрым человеком, поэтому он сжал зубы, затянул потуже пояс и пошел в ту сторону, которую ему указала интуиция. Позже, Ержик, рассказывая об этой дороге слез и страхов, признался, что он как мантру повторял фразу: «Нельзя забывать о том, что я человек, а значит нужно всегда поступать по-человечески, даже если я оказался ночью в горном лесу, затерянном в густом тумане». Возможно, именно эта мысль и это целеполагание помогло Ержику найти верное направление и выжить. А может он просто родился везучим человеком. Никто не знает, что в итоге спасло его жизнь, но однажды утром Ержик вышел к альпинистскому лагерю. Нельзя описать эйфорию, которую пережил Ержик, поэтому я только скажу, что после плотного завтрака и полбутылки самогона, Ержик весь день танцевал с альпинистами и подпевал им когда они пели песню Высоцкого о скалолазке. Ночью с одной из скалолазок у Ержика был секс. И этот секс был самым прекрасным во всей его жизни. Ержик вышел из тумана.
весна, месяц Кокек, 2009 г. нашей эры
Тимур Нусимбеков
обалдеть-)
но то что кризис достал всех, это правда.
даже моя дочка 4-х лет от роду грит: достал меня ваш этот кризис, купите новый лисапед!!!
-)))
Ваще...Внушаить!
Классно