Великая казахская стена


 

Стало быть, все это существует.

Эрнст Юнгер

 

фото: Тимур Нусимбеков

Место. Алматы - пространство контрастов: одна часть города дышит разряженным воздухом ледников, другая задыхается от автомобильных выхлопов, в этом городе пенсионеры получают пенсию в 150 долларов, но их внукам этой суммы не хватит даже для того чтобы с подружкой достойно провести уик-энд. Горы Тянь-Шаня нависающие над высотками из китайского стекла и турецкого пластика дополняют величественную и странную картину. В этом городе живет художник Сауле Сулейменова. Она не пытается попасть в список полусотни самых конкурентоспособных художников мира: Сулейменова скромно живет в одном из самых загазованных поселений планеты, куда не часто проникают пьянящие ветра кыпчакской степи, и тихо делает свое дело.

Время. Спустя несколько лет, подводя итоги 2008 года, краеведы будут вспоминать, что дух кризиса, расползшийся по всем человеческим поселениям, именно в этом году проникнет на улицы Алматы, вместе с усиленными полицейскими патрулями и бойцами внутренних войск. Также 2008 год запомнится тем, что во имя политической целомудренности граждан заботливые власти блокируют Live Journal и ряд других источников насилующих девственное сознание казахстанцев. Кроме этих событий, краеведы скажут, что в 2008-м город потеряет своего самого экспрессивного сибарита и одного из главных повелителей алматинской ночи - Александра Легкодимова, которого все алмаатинцы страдающие бессонницей знали как DJ Zayaz. Список потерь пополнится именем художника: в последние сутки года уйдет из жизни Рустам Хальфин. И еще в 2008 году Сауле Сулейменова начнет работу над новой серией картин, задним фоном полотен будут служить алматинские стены. Несомненно, и этот факт, будет вписан на скрижали истории города.

Герои. Художник Сулейменова позволила социальной природе Казахстана и психогеографии родного города влиять на выбор ракурсов для своих работ и сообразно этим факторам направлять движение кисти. Если сравнивать новую серию художника с предыдущими работами, анализировать эволюцию творчества и этапы пути, то здесь уместно сравнить этот путь с музыкой:  от психоделического софт-рока «Автобусов и остановок» Сулейменова перешла к уличному этно-хип-хопу. Герои картин Сулейменовой, если верить историкам - потомки грозных свободолюбивых гуннов, тюрков и скифов, обитатели обширной территории - от выжженных солнцем и человеком соленых прерий Мангышлака до исполинских хребтов Джунгарского Алатау. Как известно, волки обитающие за Северным полярным кругом, для восстановления сил после охоты, проводят во сне не менее 12 часов в сутки. Люди на полотнах Сулейменовой, превосходят полярных животных, они как будто перманентно находятся в мистическом сне. Но в их по-скифски раскосых и жадных глазах, пропущенных художником через двойную идеализацию - живописи и фотографии, можно читать новейшую историю молодой пост-советской Республики, полеты и падения национального духа. На заднем плане, за спинами героев - заборы обклеенные объявлениями, двери гаражей и стены домов, исписанные граффити и тэгами, именами кумиров и ругательствами, признаниями в любви и изречениями ненависти. Одним словом - городская поэзия. Футуристы и сюрреалисты доказали, что стены обладают глазами, ГЕСТАПО и НКВД заставили поверить, что у стен есть уши, культура хип-хопа экспроприировала стены для своих граффити, потому что понимала возможность социальных и магических трансформаций, после знакомства с работами Сулейменовой становится понятно, что у стен есть губы и голос. Город наблюдает за своими обитателями, слушает их истории и разговаривает с ними с помощью стен в предельно-искренних выражениях. Под этими стенами - сидят, стоят, гарцуют на лошадях - смуглые пост-номады, от Жаяу Мусы до его потомков - аульных тинэйджеров в фальшивых спортивках adidas. Они смотрят на зрителя, подобно инопланетянам или медиумам, индифферентным взглядом пронзая зрителя насквозь и, как будто, видя намного лет вперед или наоборот, в глубину столетий. Возможно, они созерцают строительство новых звездолетов в далекой галактике, а может, смотрят на Ахиллеса, который пытается лечить свою пятку, или наблюдают как персидская пехота штурмует бастионы Вавилона. Нам и не снились их откровения, страдания и приколы. Ближе всех к разгадке секретов этих людей подобралась только Сауле Сулейменова.

месяц Наурыз, 2009 г. нашей эры

 

работы художника здесь:

http://www.arba.ru/blog/saule_suleimenova

Автор Комментарий
Аватар пользователя Вадим Дергачев.
Сообщений: 492
С нами c 2006-09-12

хороша -

и хорошо...