Сауле Сулейменова, такая, какая она есть


интервью в журнале "Сезон", Мадина Сафина

У Сауле Сулейменовой очень уютная мастерская. Небольшое помещение, сплошь заставленное огромными холстами, книгами и каталогами по искусству, разноцветными стульями (работы мужа Сауле, художника Куаныша Базаргалиева). В мастерской, как это обычно бывает, царит творческий беспорядок, повсюду засохшие следы красок, кисти, полотна, полотна, полотна… Именно здесь мы встретились с Сауле, чтобы поговорить на тему современного искусства.

Сауле естественна и брутальна. Эта естественность и брутальность выражается во всём – в её речи (без завитушек и бантиков, без сюсюканий и жеманств), в манере медленно, но уверенно произносить фразы, в заразительном смехе, в одежде, в привычке курить тонкие сигареты. Ещё она пишет стихи. Найдите как-нибудь запись с голосом Сауле в интернете и послушайте, как она их сама читает. Вы поймёте, о чём я. 

Сауле, вы получили архитектурное образование. Почему живопись?

За пять лет учёбы на архитектурном я поняла, что в трёхмерном пространстве не вижу. С 1987 по 1990 гг. я входила в группу "Зелёный треугольник". Это была первая казахстанская андеграундная группа молодых художников. Мы устраивали инсталляции, перформансы на улице. Выходя на улицу, я старалась сама представлять из себя произведение искусства. Я, например, брилась наголо. Я не могла представить, что можно просто идти как все, с сумкой по улице. Терпеть не могла женскую кокетливую эстетику. В руках я, как правило, несла апельсин или яблоко. Если яблоко, то на мне было, например, чёрное платье в пол. День за днём это был непрерывный перформанс. Дальше это всё пошло в живопись. Хотя у меня и нет академической школы живописи.

Вы с детства рисовали?

В детстве я училась в художественной школе, меня оттуда выгнали. Мой куратор тогда сказал мне: "Ты никогда не будешь художником". На что я сказала: "Буду". Когда я заканчивала школу, мне в характеристике написали: она считает себя пупом земли, слишком эгоцентрична и опасна. Мне 38 лет. Я художник, и больше ничем, кроме этого, не занимаюсь. Я не работаю "на заказ". Я делаю только то, что хочу. Это хорошо. Это так... классно!

Что вы можете сказать о современных художниках Казахстана?

В Казахстане существуют два разных лагеря современных художников. Одни выражают себя, свой богатый внутренний мир, копаются в себе и выковыривают из себя какие-то вещи. Художники-идеологи, концептуалисты, так сказать. Для них главное - концепция. Другие - традиционные художники (я к ним отношу и модернистов) - работают в некой эстетике, уже готовой эстетике (например, времён Пикассо, Матисса и т.д.). Часто замечаешь, особенно приезжая из Европы, то, как работают наши традиционные художники, и не понимаешь, почему они копаются в старой эстетике, находятся в вакууме, как будто живут на отдельной планете. Я не хочу работать ни в том, ни в другом лагере. Хотя то, что я делаю достаточно концептуально.

Я обратила внимание на последние работы Сауле, сделанные в необычной технике. Это её последнее ноу-хау. 

Началось всё с архивных фотографий, когда я стала заниматься казахской хроникой. Я брала старые фотографии и делала по ним работы, выдерживая тон и цвет старых фотографий. Это техника граттографии. Мы вообще в семье все сходим с ума по фотографии. У нас дома шесть фотоаппаратов!  А сейчас я фотографирую разные живописные поверхности и печатаю эти фотографии на хостах - баннерах, предназначенных для рекламных щитов, и уже на холсте делаю свои композиции. Недавно нашла такой фон - забор, а на нём написано: "Нурлан - сука". Так красиво написано!

Это же реальность, это же и есть жизнь.

Да, но помимо того, что это реальность, это же ещё и красиво! А недавно был у меня журналист из жёлтой прессы, который сказал: "Ой, что только не придумают художники, чтобы поменьше рисовать".

Ну, ему наверняка пришлись бы по душе картины, скажем, Шилова или какого-нибудь Никаса Сафронова! Вот там, по мнению многих, талант! Сауле, о чём вы говорите в своих работах - о своём внутреннем мире или об окружающем мире, о внешнем? Мне кажется, что художник - всё равно, что журналист - должен фиксировать то, что происходит вокруг. Но, естественно, пропуская всё через себя, предлагая своё видение.

Есть генераторы идей, такие как художник Мэтью Барни (муж Бьорк). И уже не важно рисуют они или делают какие-то инсталляции - для них не суть, что делать. Исполнительское мастерство для них на последнем месте. Главное для них - идеи. А я не такой человек. Я исполнитель. Могу провести параллель между собой и героями казахской песенной традиции Биржаном-салом и Аханом-сере, которые полностью себя отдавали. Ты собой делишься, ты вываливаешь из себя всё. Как Данко, который вырывал из груди сердце и отдавал его. Моё искусство идёт на контакт. Когда я делаю выставку, я хочу, чтобы люди нашли этот контакт, я ищу "контактность". Моё сообщение не слишком сложное, оно даже простое.

Какие эмоции в первую очередь выражают ваши работы?

Наш первый художник Абылхан Кастеев классно говорил: "В картине самое главное - боздух и порма". То есть, воздух и форма, казахи ведь раньше буквы в и ф не выговаривали. Так вот, важны воздух, форма, ощущение вечности. Настоящее искусство говорит обо всём и ни о чём. Я хочу передать симфоничность жизни. Жизнь она такая многослойная, как калейдоскоп. Я не хочу приукрашивать действительность. Я считаю, самое главное в искусстве - передать жизнь такой, какая она есть.

Смотрю на одну из последних работ Сауле. На ней - две казахские женщины сидят в ожидании автобуса на остановке. В руках пакеты. У обеих замученный взгляд, обе молчат.

Эти девушки дежурили ночью в больнице, а утром вышли на остановку и ждут автобуса. Они мне кажутся красивыми именно такие, какие они есть.

А какой реакции вы ждёте от людей?

Я хочу, чтобы люди сказали: "Бляха-муха, как она попала". Чтобы люди вышли после выставки и сказали: "Как красиво! Как приятно жить! Какая красота вокруг!" Надо быть предельно искренним в том, что ты говоришь людям. И постоянно проверять, есть ли тебе что сказать. И если есть, то твоё ли это, а не чужое.

Ваш муж Куаныш Базаргалиев - тоже художник. Вы как-то влияете друг на друга в творческом плане?

В творчестве мы абсолютно разные. Настолько, насколько можно быть разными. Главное, он меня устраивает в том, что он делает. И потом, он мне как тренер. Если бы его не было, я бы, может быть, развалилась на части. Он мне часто помогает, говорит, когда остановиться. Я ему верю. Больше никому не верю, только ему.

Принимаете ли критику в адрес своего творчества?

Да, конечно. Потом, правда, болею! Я, кстати, заметила, что западные люди более бережно выражаются, стараются прежде всего говорить позитивные вещи, а наши люди не церемонятся.

А вообще, о чём современное искусство? К чему все эти современные инсталляции, видео-арт, скульптуры, которые обычным людям кажутся бессмысленными и пустыми? По правде говоря, некоторые современные произведения вызывают и шок, и недоверие, и всё, что угодно. Моя однокурсница в Сент-Мартинсе для своего финального проекта взяла холст и стала бросать в него сырые яйца. Получился замысловатый узор из желтка и скорлупы. Чем не современное искусство? Это, возвращаясь к тому, что сказал тот корреспондент из бульварной газеты про современных художников...

Современное искусство является орудием идеологической машины, орудием продвижения идей. Живопись как таковая умерла. Она уже не срабатывает. Если бы Ван Гог сейчас жил, он не занимался бы просто живописью. Мир изменился. Скорость получения информации изменилась. Вообще, люди изменились. И уже сейчас по-старому невозможно. Цель любого художника - достучаться, быть услышанным. Если для этого нужны сырые яйца - пожалуйста. Что угодно, лишь бы быть услышанным. Сейчас очень мало независимых умов. Я счастлива, что у меня есть свобода высказываний. 

Как вы относитесь к родине?

Я её люблю и одновременно ненавижу. Как сказал Артёмий Троицкий, когда его спросили, любит ли он русский народ: "Я люблю отдельных русских людей, но не народ". Приезжая из-за границы домой, бывало, думала над вопросом, почему люди здесь такие закрытые, почему они так не стесняются выражать негативные эмоции, а на позитивные так экономны. Но мир изменился, и у нас люди изменились. Это видно даже по покупателям моих работ. Раньше работы покупались только иностранцами, а сейчас наши тоже стали покупать.

Что вызывает во мне бешенство, так это то, что люди обладают таким комплексом неполноценности. Да вы расслабьтесь, полюбите себя такими, какие вы есть! Нам недавно с Куанышем дали сценарий и предложили быть художниками-постановщиками. Но мы отказались, так как там был довольно примитивный сценарий. Позже я разговаривала с режиссёром, и он меня спросил, почему мы отказались. Я ответила, что мне, например, нравится режиссёр Серик Апрымов, а тут получается диаметрально противоположная эстетика. Он говорит: "Серик Апрымов?? Он же своими фильмами позорит Казахстан, он выставляет нас такими уродами, дикими, страшными, ужасными! Чтобы ноги его не было в Казахстане!" А я говорю, да что вы стесняетесь? Такие люди, какие они есть - они красивые. И этим надо гордиться. А у нас вся государственная эстетика основана на комплексе неполноценности. Все культуры равны в своём наследии. Весь этот пафос основан на комплексе неполноценности. У нас ведь очень маленькая страна - 15 миллионов человек. И передо мной, и перед вами стоит задача создать национальную эстетику, национальную идею страны.  

Какие слова вы бы применили относительно нашей эпохи?

Неизвестность. Ритм. Скорость. Информация. Мне иногда страшно. Иногда выхожу на улицу, и возникает такое ощущение, что что-то произошло, а я не заметила. Уже так всё безвозвратно изменилось, а я была вне всего этого.

Автор Комментарий
Аватар пользователя Гиссар.
Сообщений: 9
С нами c 2010-08-10

Саулешшшшка, Иссы Алем.

Вадим Кошшшкин шшшлет Тебе поклон до Земли и взгляд до Неба...

Видел его зимой. Он делает невероятное кино, в лучших традициях ЦНФ.

До Кобрина ему не хватает такой слаженной команды, как у Владимира Михайловича.

Суюмбике уже наверно школу закончила?

Рад за Тебя.

 
Аватар пользователя жaннa.
Сообщений: 1
С нами c 2010-05-24

Я помню Вaс,  Сaуле.  Мы кaк-то общaлись мельком  в рaнней юности,   около 20 лет нaзaд,  или дaже больше.    Уже тогдa вы произвели нa меня невероятное вчечaтление яркостью и незaвисимостью мышления.    Oчень интересно было вновь встретиться  с информaцией о вaс столько лет спустя и  познaкомиться с вaшим  зaмечaтельным  творчеством.  

Oчень теплый  и крaсивый у вaс стиль и  близкaя мне по восприятию пaлитрa.  

Удaчи  Вaм   во всем,  всегдa.   

 
Сабина (не проверено)
Аватар пользователя Сабина.

Вы очень талантливая и красивая, Сауле! Я в полном восторге от Вас!!!!