О НИЗКОЙ И ВЫСОКОЙ МУЗЫКЕ


ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

В прошлом году я был приглашен писать блог о рок музыке и популярной культуре для электронной страницы Голоса Америки.

Я взялся с большим интересом, но почти мгновенно натолкнулся на чиновническую тупость, трусость и цензуру.

Долго наше сотруничество не продлилось...

В моих последующих блогах я хочу предоставить читателю мои заметки написанные для ГА в их изначальной форме и без дебильных «редакторских» цензурных изменений.

 

О НИЗКОЙ И ВЫСОКОЙ МУЗЫКЕ

 

Мой друг, замечательнуй историк России 20го века, работающий в университете Temple в Филадельфии, Владислав Зубок (интервью с ним появлялось на нашем блоге) написал очень интересную книгу Дети Живаго о истории советской интеллигенции. В ней он рассказывает о становлении в сталинскую эпоху данного-социально-культурного феномена. В ответ на требования растущей севетской страны была создана уникальная образовательная система изготовляющая управленческих, научно-культурных, образовательных работников, которые и стали советской интеллигенцией.

Зубок пишет: “ Образованные кадры, обученные для обслуживания сталинской системы, оказались динамичным и разнобразным племенем, полным интеллектуальной любознательности, артистических устремлений и страсти к высокой культуре».

Эта страсть к выской культуре, воспитание на примерах выской культуры, как отечественной так и зарубежной, вошедшие в образовательный канон советского интеллигента, определили отношение интеллигенции к поп-музыке и наложили неизгладимый отпечаток на формирование русского рока.

В условиях фетишизации вусокой культуры, при которых классическая музыка пользовалась обсолютным уважением, а популярная существовала на провах Золушки, иного и не могло быть. Советский интеллигент твердо знал, что Бах и Чайковский – это хорошо и достойно его внимания, а всякие там попсовики – Утесов, Шульженко, Нахмутова, Петров – ну это конечно должно существовать, но это для людей менее культурных...

У бардов – Высоцкого, Окуджавы, Визбора, Кукина, Клячкина – было особое положение. Им интеллигенция делала поблажку: музыкально они были крайне рудиментарны, поэтому за музыкантов их никто не держал. Их держали за поющих поэтов, каковыми они и были. Поэзия их была достаточно хороша сама по себе, плюс касалась запретных тем: сталинских репрессий, Гулага, криминального фолклера и тем любви и интимности. Бардов, как правило интеллигенция воспринимала положительно.

С джазом было чуть сложнее: изначально, в начале пятидесятых годов, когда он был танцевальной музыкой для стиляг, к нему тоже относились принебрежительно, как к развлекательной музыке меркантильных буржуев. К концу 50х джаз усложнился (би-боп, фри-джаз) и многие поняли какого высокого профессионализма джаз требует и его занесли в элитарную музыкальную форму для избранных гурманов. Массового признания у интеллигенции джаз не получил.

С роком дела обстояли еще сложнее. Советское идеологическое начальство с первых моментов появления рока возненавидело его. Взрослая интеллигенция отнеслась к нему с принебрежением и недоверием, как ко всякому явлению низкой культуры.

Однако большинство советских рокеров 60х, 70х, 80х годов вышло из семей интеллегенции. И здесь произошел феномен разделения вкусов отцов и детей: родители слушали классику, а дети Beatles и Deep Purple. Родители кривились, дети повышали громкость на радиолах. Постепенно рок уже нельзя было игнорировать и в интелличентской среде стали проявлять сдержанный интерес к некоторым формам рока, тем которые были «благословлены» высоким искусством: симфо-рок, арт-рок, джаз-рок.

Я сам прошел через подобное воспитание: мой отец – классический музыкант и музыковед. Покуда на дворе пели Битлы он относился к ним иронически, а через него и я. Но вот приятель в Союзе композиторов дал ему пластинку техно-рока Emerson, Lake and Palmer – Картинки с выствки Муссоргского. Отец прослушал это со мной и сказал: «Оно однако неплохо... интересно...» С этого момента я затвердил себе, что арт и техно-рок это хорошо... Это для умных...

Русский рок всегда тяготел к арту,  но для арт-рока не было технических возможностей. Была, однако, возможность писать хорошие стихи для рок-песен – эта тенденция зиждилось на национальной поэтической традиции и традиции бардов. Поэтому, как отмечал Артем Троицкий, в России появился уклон на текст песни.

В советские времена рок всегда был гадким утенком, пасынком высокой культуры. В конце перестройки он воспорил затмив на время все другие культурные формы... Но праздник длился не долго, с падением Советского Союза лучшее, что было в русском роке опять ушло в подполье, худшее завело себе продюссеров и стало попсой...

Автор Комментарий
Аватар пользователя Марк Иоффе.
Сообщений: 35
С нами c 2010-03-03

Мне сдается, и кажется, что Троицкий это отмечал тоже, что было общепризнано то что сила русского рока была в тексте. Что не совсем соответствует тому, что есть рок, ибо это прежде всего музыкальная форма, а не поэтическая... Рок, как таковой вполне может существовать и без лирики, или с лирикой крайне примитивной и посредственной. Почему за 50 лет игры, и при этом за 20 лет свободной игры и на качетвенных интрументах и аппаратуре музыкальные результаты весьма посредтвенны, вот в этом и есть "вопрос корня"?..

 
Аватар пользователя ElenaRa.
Сообщений: 2
С нами c 2010-07-07

я, конечно, могу ошибаться, но по моему мнению, когда открылись все подполья и рокачи смогли купить себе новые гитары, тогда все это начало катиться вниз. Пока было сопротивление, пока было преодоление и надрыв, были сильные тексты. (Гармонии мелодий и мастерство музыкантов оставлю без комментариев). Потом все начало хиреть и попсеть.

Я отчетливо помню момент когда решила вообще перестать слушать новый российский "рок". Слушая рОковое радио, заметила сразу штук 5 известных групп, поющих песни о своих загранпоездках. (Господи, наконец-то они увидели "зарубеж"!) В основном, конечно, поют про Амстердам и марихуану, но есть и про другие европейские страны. И как бы все ни о чем; что вижу - о том пою. Как на Грушинском фестивале.

"Меня как из ушата окатили. Так гадко стало. И обидно.

Пустышка."

 
Аватар пользователя Александр Ярчевский.
Сообщений: 485
С нами c 2006-09-15

Спасибо за интересные  мысли. В целом, могу согласиться. Что касается высокой музыки, то не было тотального к ней интереса среди молодежи - теле и радио эфир был забит классикой и от нее открещивались, как и прочего официоза - с водой выплеснули ребенка. Поэтому так  популярны были западные голоса - прежде всего из-за музыкальных передач. 

Классическая музыка если и была популярна, то в профессиональной и околопрофессиональной среде (вспомнить хотя бы приезд гениального Глен Гульда в середине 50-х, толпы желающих попасть на его концерты, конная милиция, ажиотаж вокруг его лекций в консерваторской среде). Для широкой советской интеллигенции - имя Гульда остается по-прежнему белым пятном.

Очень жаль, что нет исследований о современной русской музыке - а ведь было бы интересно разобраться  в механизмах девальвации рок-музыки и резком взлете русской попсы. Кто стоит за всем этим?