Война между союзниками: страны - члены ОДКБ задумались как защититься друг от друга


Кремль теряет свои позиции в азиатском регионе из-за конфликтов между Киргизией и Таджикистаном, которые являются членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Судя по всему, этот так называемый «Ташкентский пакт» может повторить печальную судьбу Варшавского договора, развалившегося перед распадом Советского Союза.

«Внутривидовая война» уже дошла до того, что на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ (в Душанбе) киргизский президент Садыр Жапаров был вынужден заявить о необходимости разработать механизм действий «в случае вооруженной агрессии одного государства-члена в отношении другого государства – члена ОДКБ». Речь шла о напряженной ситуации и вооруженных столкновениях между Бишкеком и Душанбе (уже погибли 36 человек и 190 получили ранения), однако все подумали о возможной агрессии со стороны России, которая уже неоднократно доказывала, что способна нарушить любые договора «о дружбе и добрососедстве». Это было бы даже смешно, если бы не было так грустно... Что же это за военный союз, если члены его должны опасаться своих союзников больше, чем врагов?

В этом контексте разборки между киргизами и таджиками (которые то притихают, то снова разгораются) свидетельствуют о том, что ОДКБ уже давно дышит на ладан. И в этом нет ничего удивительного. Ведь данная организация изначально оказалась мертворожденным дитем: Договор о коллективной безопасности подписали еще в 1992 году, однако фактически ОДКБ была создана лишь в 2003 году (при чем, в нее вошло меньше стран, чем те, кто ранее подписал сам Договор).

После ухода Узбекистана в этой организации остались всего лишь шесть стран: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В военных «рядах» ОДКБ есть так называемые коллективные силы оперативного реагирования (около 17 тыс. чел.) и коллективные силы быстрого развертывания (5 тыс. чел.). Однако, несмотря на регулярные совместные учения, члены «Ташкентского пакта» довольно часто враждуют между собой.

Как показывает анализ, конфликт между Бишкеком и Душанбе создает серьезную проблему для всей Центральной Азии. Поэтому неудивительно, что сейчас Путин пытается продемонстрировать свою традиционную миссию миротворца. Таким способом он хочет позиционировать как некий стабилизирующий фактор в этом регионе. Хотя на самом деле, если говорить о геополитической ситуации, то Кремль, возможно, даже больше заинтересован, чтобы между азиатскими странами были разногласия. Ведь, когда двое дерутся, то третий не только радуется, но и получает определенные инструменты для усиления своих позиций.

Исходя из этого, нужно отдать должное миролюбивой политике не Москвы, а Алма-Аты. Когда РФ фактически закрывала глаза на разборки из-за территориальных претензий, именно глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился к представителям Кыргызстана и Таджикистана и предложил сесть за стол переговоров. При этом он выразил уверенность, что лидеры соседних государств продемонстрируют свою мудрость и сумеют найти ответы на все спорные вопросы, используя исключительно мирные инструментарии.

Благодаря усилиям Токаева удалось избежать угрозы крупномасштабного конфликта. Тем самым Алма-Ата помешала планам Душанбе решить свою узкую задачу – разыграть свой «блицкриг» с целью пробить коридор в горное село Ворух – эксклав Таджикистана, окруженный территорией Киргизстана. Он четко понимал, что после такого вторжения автоматически произойдет ввод войск ОДКБ (читай – РФ) и ситуация в азиатском регионе только обострится.

Ностальгируя по имперскому прошлому, Москва хочет разыграть свою карту и в других азиатских регионах. Вспомнить хотя бы прозвучавшие в конце 2020 года громкие заявления двух депутатов Госдумы РФ Евгения Федорова и Вячеслава Никонова о том, что территория современного Казахстана – это якобы большой подарок России и Советского Союза. Подобные сепаратистские вспышки необходимо пресекать на корню, чтобы не допустить повторения грузинского, крымского или донбасского сценария в Центральной Азии.
https://yvision.kz/post/9...