ТАК ли страшен российский черт ВПК, как его малюют?


В этой статье я попытаюсь дать СВОЙ анализ состояния отечественного авиационного ВПК,  куда он движется, движется ли вообще и какими болячками страдает.

Информация, приведенная в статье – это сущая правда и ничего, кроме правды и, по своей сути, не является тайной ни для кого, кто хоть как-то причастен к авиации и авиационному бизнесу. Исходя из этого, настоятельно прошу руководителей отечественных правоохранительных (в т.ч. разведывательные) органов по этому поводу особо не возбуждаться, ибо тайн и откровений в моих словах будет не много)))).

Ни для кого не секрет, что авиация – штука сложная и весьма затратная, к выпуску любого моторного летательного аппарата имеют непосредственное отношение тысячи людей, сотни предприятий, десятки конструкторских бюро и НИИ. Конечно, имеют место промахи, ошибки (вот уж успешно канули в лету опыты с поворотным соплом и изменяемой стреловидностью крыла) и т.п. К примеру, сейчас в мире существует как бы  два лагеря, два воззрения на перспективу дальнейшего развития военной авиации:

  • Первый – «западный» - определяет самолет (любого типа) как один из элементов ПВО, перспектива его участия в воздушных боях считается призрачной. Поэтому не стоит «заморачиваться» над маневренностью аппарата, он только элемент огромной системы защиты или нападения. Кстати, исходя из этого принципа, никто в мире не покупает один американский самолет, минимум звено. А к этому звену реализуется еще куча «сопутствующих» товаров ;
  • Второй – «российский» - целиком и полностью полагается на личное мастерство пилота, вооруженного, чего греха таить, намного менее «навороченным» оружием и системами поиска, обнаружения и ведения цели, чем его предполагаемый противник из НАТО.

Исходя из этого принципа, ряд стран «третьего мира» и покупают российские самолеты исходя из своих доходов – по 1-5 в год. А некоторые, вообще (например – Казахстан) чередуют годы закупок с годами ремонтов имеющихся бортов. Но, как говорится, «нету ручек – нету варенья».

Понятно, что российское ВПК, в данном случае, берет свою прибыль на количествах продаж и ориентируется на заведомо «дешевые» рынки, страны НАТО зарабатывают на продажах целостных систем ведения войны, однозначно более дорогих. Какая из вышеупомянутых финансово-экономических концепций более выгодна производителю вооружений и техники, я думаю, ясно всем!

В чем же причина образовавшегося отставания, постоянной утраты внешних рынков? Причин несколько: тотальная коррупция в МО РФ, ВПК и особенно в ФС ВТС РФ, недостаток финансирования науки (как прикладной так и фундаментальной), хамское отношение к иностранным заказчикам, низкое качество продукции… Список можно продолжать до бесконечности. Хотите примеров? Их есть у меня…

Тяжелее воздуха или украинский след? 

В 2017 году Россия завершила поставку в Бангладеш 16 бортов учебно-боевых самолетов ЯК-130. Последняя партия состояла из 5 единиц, 5 (!) из которых буквально рассыпались в воздухе во время первого же полета. Никто не пострадал, пилоты катапультировались. Разбились ЯКи из-за того, что в полете у них просто-напросто разлетелись двигателя, а еще потому, что были тяжелее воздуха (© М. Задорнов).

Неимоверными усилиями представителей России скандал удалось замять, но, как говорится, «неприятный осадок остался».

Во время разбора полетов, выяснилось, что отказали двигателя самолетов и обвинили во всем…украинцев!!!! Да-да, не удивляйтесь! Именно хитрых хохлов! Потому что украинское предприятие «Мотор-Сич» разрабатывало силовые агрегаты к ЯК-130. А то, что моторы предназначались для других летательных аппаратов – это чепуха, и «кривые ручки» Иркутского завода-производителя тоже не причем! «Во всем виноваты коварные хохлы, которые так и норовят нанести ущерб России!» - так и предлагаю написать на обломках пяти бангладешских ЯКов.

Да уж, если личное мастерство наших, отечественных пилотов будет оттачиваться на самолетах подобного качества, то о «российском» пути развития авиации вскоре придется вообще забыть.

Кстати, с Бангладеш связан еще один курьезный случай: на одно из российских предприятий приходит рекламация по случаю отказа недавно отремонтированного двигателя (по-моему, РД-33 к МиГ-29). Как и водится в авиации – «кто последний – тот и папа». Нужно высылать специалиста, посмотреть что и как. Каково же было удивление бангладешцев, когда выяснилось, что у прибывшего русского «спеца» на руках отсутствуют многие пальцы (молва говорит, что один все же был). На законный вопрос, как, мол, он будет гайки да болты крутить, россиянин, «ничтоже сумяшеся», ответил, что для выдачи Ценных Указаний одного пальца вполне достаточно))). Что и сказать: «болтать – не мешки ворочать»!

Цыганский тюнинг или все реки текут

Тема ремонта, или же точнее сказать усовершенствование  авиатехники «по-русски» вообще сродни детективу, который не мыслим без погони. Российское ВПК убегает, а Украина, Беларусь, Польша – догоняют. И в этой истории никак не обойтись без «цыганского тюнинга».

Все, кто родился в 70-80-х хорошо помнит чудесный по своей выносливости и неприхотливости мотоцикл «Минск 125». И все, кто проводил свое лето в деревне, у бабушки, хорошо помнит про все те ухищрения, к которым прибегали незадачливые сельские жители, что бы сделать своего железного коня еще краше: то розочки пластиковые (как на кладбище) поцепят, то «шашечки» из изоленты прилепят, то налепят ГДРовских наклеек тамошних фройляйн, а иные и вторую, «фальшивую», выхлопную трубу прицепят… Смешно и грустно, право, становится, когда смотришь на пафос американского или японского мотопрома, но, тогда, впрочем, в СССР его никто в глаза не видывал...

Спросите, что общего с авиацией? А то, что время от времени российские конструкторы просто имитируют процесс усовершенствования своей продукции. Например, агрегатов авиадвигателей. Обзовут как-нибудь по-особенному: то «НТ» прибавят к названию, то «ВТ1»… Разница же с предшественниками, за частую, заключается в материале из которого изготовлен агрегат или узел (был латунный, стал – нерж.), цвете резины прокладок или, в крайнем случае, в монтаже деталей – раньше вкручивалась, теперь – навинчивается и т.п. Дешевые понты, да и только! Но реально ли дешевые они?..

Подозреваю, что все эти «усовершенствования» делаются под веселый шелест распила бюджетных денег, выписываемых премий и звон раздаваемых медалюшек. Потом следует агрессивная реклама про то, к каким чудодейственным результатам приведет использование этих самых «модернизированных» агрегатов. Всякие «контролирующие» органы (ну вы понимаете - «рыцари плаща и кинжала») изменить ситуацию в корне не могут, поскольку:

а) не специалисты в авиации, то есть «не в теме»;

б) в доле;

в) гораздо проще сделать результат на пресечении канала контрабанды запчастей (в ту же Польшу или Беларусь, например) на копейки, чем хватать за руку очередного зарвавшегося генерала оборонки, армии, высокопоставленного чиновника с министерства или НИИ и т.д. на хищении госбюджета.    

А тех (иностранцев), кто с первого раза не понимает, просто запугивают тем что, дескать, кругом никто Вам этого не сделает, у нас лишь одних «эликсир долгой молодости и вечной жизни» (читай: эффективности, понижения расхода топлива, увеличения тяги и тд.) .

На весь этот «лохотрон» в свое время «велись» и Вьетнам, и Бангладеш, и Индия, и Йемен, и другие. Не долго, правда. Был такой чиновник в авиации Вьетнама Ван Дам фамилия (не тот который актер, а совсем другой), так тот вообще поплатился за эту горе-модернизацию своей должностью, поскольку, ожидания, мягко говоря, не оправдали денег на нее потраченных.

Одному знакомому, перед своей отставкой, Ван Дам пожаловался на новомодные плунжера. Плунжера эти сделали из нержавейки (вместо латуни) для, якобы, сверх устойчивости к протеканиям в условиях использования топлива с большим содержания серы. Перед выходом на заслуженную пенсию этот поистине смелый вьетнамец, со спокойствием Будды, изрек: «Все плунжера текут – и те, и эти».

Вообще, в вопросах отношений с клиентами, российское ВПК до кошмарности не обязательно и воровато, не раз и не два доводилось слышать нарекания на незаинтересованность производителей и ремонтников за судьбу своих бортов: как только заканчивалась гарантия – «Адиос аммиго!». Не интересуют причины поломок, статистика наработок, ресурса и тд. «Не нравится, не покупайте!».

В общем и в целом, если ситуация в российском ВПК никак не изменится, на внешних рынках мы перестанем быть интересны кому либо и участие отечественного оружия в конфликтах последнего времени только обнажает всю беспросветную отсталость от мировых стандартов ведения войны. Утопия успешности отечественной оборонки при нынешних подходах руководства нашей необъятной Родины очевидна, особенно на фоне нынешнего политического и экономического кризиса, через войну в братской, да-да, вы не ослышались, именно братской Украине. Нам, россиянам, нужно понять одну простую истину, что аппарат чиновников в России очень велик, и каждый из норовит поиметь для себя хоть какую-нибудь выгоду. На фоне ведения, пускай и не обьявленой войны с соседним государством, воровать деньги с госбюджета (то есть с наших карманов) гораздо легче и безопаснее чем в мирное время. На последок хочется добавить, что российскому ВПК в нынешних сложных политико-экономических условиях необходимо неотложное оздоровление, особенно в аппарате чиновников, ответственных за внешнеэкономическую деятельность отечественных субъектов оборонной промышленности. Тогда появится шанс исправить допущенные ошибки и качественно усилить позиции РФ на мировых рынках военно-технического сотрудничества.