Скотокастинг


 

 

На травах рекламы

 

Частная телекомпания «Қазы Фильм» и Творческая мастерская «ЕЖ» приступили к запуску полнометражного художественного фильма «Земля твоей старости». Командующий хит-парадом рассказывает о главной идее фильма и некоторых особенностях подготовительного периода.

 

Когда видели этого батыра, даже самые отважные воины в ужасе

кричали «Аяқ iсте» («Делай ноги») и убегали. И прозвали его Аяксом.

 

Жил батыр Ерақыл, и совершил он 12 подвигов,

включая победу в лабиринтах Мыңтабара.

 

Когда Сартак поднял гладиаторов, совершил барымту

и угнал восемь тигров и четыре льва, римляне

скандировали: «Өля-өля-өля-өля! Сарта-а-ак – шешенпион!»

 

Ербол Ржунемогулов, из киносценария «Земля твоей старости»

 

Самый ожидаемый фильм тысячелетия – «Земля твоей старости» – это гимн героической истории казахского народа, ведущего свою историю с тех времен, когда на Земле не было ничего, кроме инфузории туфельки из младшего жуза. В целом – это экранизация нового бестселлера «Нурнама», рукопись которого я давеча сдал в одно столичное издательство.

С другой стороны, мне, как художнику, очень хотелось бы передать дух каждой эпохи (будь-то ботайская культура, впервые оседлавшая лощадь, или сакский период), поэтому хронометраж фильма неограничен. К тому же это попытка достойно «отмазаться» перед миром за «Кочевника», поэтому режиссером-консультантом у проекта выступает Джеймс Кэмерон, а Марку Дакаскосу отправлена бандероль с пожеланием не въезжать в страну на период съемок.

 

Финансирование проекта осуществляется за счет десятка западных киноконцернов, так как бюджет фильма (3 миллиарда долларов) неподъемен для казахстанских киностудий. Огромный бюджет обусловлен тремя факторами: а) самой большой в мире массовкой – 201 тысяча человек (рыдайте, Бондарчук-ага) и реконструкцией самых важных битв в истории казахов, б) арендой степи, а вернее, строительства павильона под степь (спасибо «НурЭлитСтрой» – объект уже почти готов), в) фантастической дороговизной прав на музыку Куата Шильдебаева, только два трека – «Великий Кобыздец» и «Окюительное будущее» потянули на тридцать миллионов долларов, г) гонорары соавтору сценария (2 млрд).

 

По сценарию, написанному мной в соавторстве сами понимаете с кем, взорам зрителей предстают великие казахи прошлого, начиная с загадочной цивилизации шумеров, давших миру первые портативные космодромы (Жантик утвержден на роль шумерского жреца). «Шу» осталось до сих пор, а «мер» – умерло. Большое внимание авторов фильма приковано к сакскому, гуннскому и тюркскому периодам в жизни наших великих предков (в роли сакского юноши Ширака будет щеголять Гани Касымов, Мэлс Елеусизов примерит на себя маску боевого коня Атиллы, а Жамбыл Ахметбеков типа подает чапан Кюльтегину). Еще больше красок и глубины в повествовании о Дешт-и-Кипчаке и золотоордынском периоде нашего народа. Терещенко будет Невским, а Кулибаев – Батыем. Затем Владимир Нехорошев будет Иваном Грозным, а Рахат Алиев – Мамаем. Амантай кажы в роли Владимира Ленина тоже порадует казахстанцев. Так что если увидите броневик на углу Наурызбай батыра и Шевченко, не удивляйтесь. Ну, а в конце мы плавно перейдем к главному казахскому батыру всех времен и народов, который освещает своим присутствием космос всемирной истории и ведет наш народ туда, где еще непонятно, что у нас более великое – прошлое или будущее.

 

Прилагаю к синопсису цитату из репортажа газеты «Свобода Снова» за авторством Дилярам Аркин (она будет играть роль Жанны Д-Аркин): «Интересный, фундаментальный подход к кино! Устроить скотокастинг!

«У нас много народа в массовке, нужно очень много скота, поэтому пришлось пойти на такие меры. А ведь каждому барану нужно платить за каждый съемочный день. То есть дешевле отснять и съесть», – говорит режиссер фильма Ербол Ржунемогулов, любезно пустивший меня на кастинг. Все происходит на пустыре за рынком «Алтын орда». Операторы готовят технику, стоит длинная очередь людей со скотиной на поводу. Впрочем, кое-кто дожидается очереди  верхом. Режиссер скрупулезно смотрит на монитор, решая, подойдет ему такое выражение лица, и тот ли это типаж и все такое. Тут же на площадке суетится исполнительный продюсер фильма Саин Берлиналин. Он живо интересуется отличиями гримирования баранов, лошадей и верблюдов. Команда немецких осветителей, выбрав самого типажного барана, выставляет рембрандтовское освещение. Громко пуcкают ветры верблюды, а значит, много работы и у французской бригады, записывающей живой звук прямо с площадки. Работа гудит, скот блеет, солнце заходит.

 

Под конец рабочего дня режиссер снимается для рекламного видеоролика: «Уважаемые труженики села, рыцари пастушества и акыны тысячелетних кочевий! Обращаюсь к вам с просьбой помочь нам в масштабном кинопроекте и обеспечить нас скотом. Кино – это хороший шанс пополнить бюджет в кризисное время. И для вас, кстати, тоже. Скотокастинг продлится до третьего апреля, в тот же день мы официально объявим того, кто сыграет в главной роли. Пока его не называю, пусть это будет для вас сюрпризом. Так что поторопитесь, нам нужно просмотреть как можно больше верблюдов, лошадей, баранов, козлов и быков. В общем, запомните, кинопробы для скота продлятся до третьего апреля, дальше нас ждет период стабильных съемок. Дай Бог! Все на скотокастинг!»

 

Даже не знаю, надо ли говорить, как сильно мы ждем премьеры».

 

Ербол ЖУМАГУЛОВ

 

"Свобода Слова", 31.03.2011

 

Рисунок Игоря Кийко