Arthouse.ru


"Десятка" Антона Мазурова на 30 ММКФ
Несколько лет подряд, я выставляю флажки ориентиров, привлекая внимание к фильмам, которые не стоит пропускать на ММКФ. Которые надо посмотреть на киноэкране. Этот год - не исключение. Конечно, - этот список для тех, кто любит кино. И для тех, кто способен довериться. И для тех, у кого мало времени. Очевидно, что мой выбор был уже сделан на уровне картин, которые показывает на фесте "Кино без границ" (таких пятнадцать, мы, например, фильмы Цай Мин-Ляня продолжаем демонстрировать, не забудьте о них - он Сам представит свои авторские шедевры).

И есть еще много тех, кому можно доверять - программы Андрея Плахова "Летняя эйфория" и Петра Шепотинника "8.5 фильмов" на своих местах и их авторы вовсе не выжили из ума. Но фестиваль в целом - больше чем сумма фильмов этих программ и "Кино без границ". А потому...

Критерием прошлого года была спорная история, связанная с "удовольствием зрителя". Вновь идти на такой компромисс желания у меня нет. В списке этого года выбор сделан в пользу авторской эстетики, особенностей индивидуального авторского взгляда, его уникальности.

1. Действительно потрясающее и главное киноманское событие фестиваля - ретроспектива Джона Кассаветиса. Она требует просмотра каждого фильма, которых, у давно (в 1989 году) ушедшего в мир иной великого режиссера не так много - полнометражных режиссерских картин чуть больше десятка.
Кассаветис - один из столпов американского независимого кино, создал уникальную эстетику погружения в диалоговую ткань своих персонажей, за которой прячется тонкий психологизм и глубокие эмоциональные потрясения.
Расписание программы "Джон Кассаветис. Великий неизвестный".

2. "Адвокат террора" / L'avocat de la terreur (Барбет Шрёдер)
Любая документальная картина Барбета Шредера событие в мире кино. Снимает неигровое кино он не часто, но если берется - это всегда материал, который его глубоко "задел". Так же и в этот раз.
Интервью с Барбетом Шрёдером 
23 июня, 5 зал, 21-00, программа "Свободная мысль"

3. "Аэроград" (Aлександр Довженко)
Эта нестареющая и малоизвестная картина авангардиста Александра Довженко полна сюрпризов, парадоксов и какого-то изощренного провидческого юмора.
22 июня, 3 зал, 15-00, программа "Социалистический авангардизм"

4. "Балласт" / Ballast (Ланс Хэммер)
Отмеченная двумя наградами на фестивале "Санданс" (за режиссуру и операторскую работу) в январе 2008 года, эта вроде бы сухая "формальная" картина-головоломка с тремя героями и одним пистолетом оставляет странное послевкусие, которое приятно длить. Я, например, пойду ее пересматривать.
21 июня, 7 зал, 19-15, программа "Отражения"

5. "Врезалось в память!" / Brand upon the brain! (Гай Мэдден)
Любой фильм этого сумасшедшего канадского скромника из Виннипега - погружение в черно-белый мир его снов-галлюцинаций-пантомим, навеянных образами немого кинематографа времен бодрствующего по ночам Носферату Фридриха Мурнау. В Берлине на премьере в Берлинской опере, озвучание осуществлялось на глазах изумленной публики прямо на сцене командой шуршащих и топающих звуковиков во главе с Изабелой Росселини - музой последних лет режисcера.
24 июня, 8 зал, 22-00, программа "8 ½ фильмов"
26 июня, 8 зал, 17-45, программа "8 ½ фильмов"

6. "Все умрут, а я останусь" (Валерия Гай-Германика)
Лера Гай-Германика в свои 24 года, выйдя, по ее собственным словам, из порнобизнеса, вошла в игровое кино уверенной походкой мастера. Ее короткий фильм смотрится на одном дыхании, как документальная история. Но это игровое кино сильного эмоционального действия. И реальную дохлую кошку актриса Агния Кузнецова целовала всерьез и много дублей подряд...
26 июня, 6 зал, 19-45, программа "Московская эйфория"

7. "Ники и Фло" / Niki Ardelean, colonel în rezerva (Лючан Пинтилие)
Потрясающий фильм самого великого румынского режиссера. Желчный трагифарс, схвативший в своем великолепном сценарии всю суть случившегося с теми, кто пережил когда-то социализм и так "из него и не вышел".
23 июня, 8 зал, 22-00, программа "8 ½ фильмов"

8. "Страх(и) темноты" / Peur(s) du noir (Чарльз Бёрнc, Блатч, Мари Каллу, Пьер ди Шьюлло, Лоренцо Маттотти, Ричард Макгуайр)
Четыре черно-белые (тьма-свет) анимационные новеллы на заданную в названии тему. Очень страшно. Страшно интересно.
20 июня, 8 зал, 22-00, программа "8 ½ фильмов"

9. "Стандартная процедура" / Standart operating procedure (Эррол Моррис)
Документальный блокбастер американского доку-классика Эррола Морриса о событиях в тюрьме Абу-Грейб. Гран-При жюри Берлинале 2008 в виде "Серебрянного медведя". В кадре ВСЕ участники издевательств над иракскими заключенными. ВСЕ авторы чудовищных в своей людоедской откровенности фотографий, обошедших обложки крупнейших еженедельников мира. Ни один не сожалеет и не просит прощения. Потрясающий документ о гибели морали.
26 июня, 5 зал, 19-30, программа "Свободная мысль"

10. "Строгий Юноша" (Абрам Роом)
Если Вы еще не видели этой стильной картины Абрама Роома, то первый просмотр должен состояться в кинозале. Экранизация "Зависти" Юрия Олеши в уникальной декорационой эстетике сталинского барокко.
26 июня, 3 зал, 17-00, программа "Социалистический авангардизм"

10 ½. "Игрок" (Алексей Баталов)
Глаза Николая Бурляева, подбрасывающего монетку я запомнил на всю жизнь. А эту экранизацию Достоевского с 80-х годов не пересматривал. Очевидно, что вся эта автобиографическая достоевская, написанная за 26 дней истеричная история вечна и ее эмоциональное воздействие никуда не выдохлось.
25 июня, 11 зал, 19-15, программа "Столетние и столетие. К юбилею первого российского кинопоказа"

www.arthouse.ru