В институте было весело. Преподаватели меня не любили. Сначала за то, что со мной нужно было возиться и всему учить, а потом за то, что я «бежала впереди паровоза» и задавала много вопросов.
Например, на 3-м курсе, подписи к курсовому проекту я сделала на компьютере, мне поставили три балла, а работу забрали.
- Куда вы забрали мою работу?
- В фонд института.
- Но вы же мне поставили - 3?!
- Это общая оценка - 3, за идею - 5, а за исполнение - 2.
- За что двойку-то?
- За то, что подписи сделаны на компьютере.
- Но ведь скоро все будут работать на компьютерах!
- Это когда будет... А сейчас два балла и разговор закончен.
Или на 4-ом курсе было задание оформить кумыс-хану. Я после поездки в Гамбург сделала ультрасовременное оформление с использованием элементов юрты. Показываю преподавателю:
- Это еще что такое?
- Кумыс-хана.
- А где юрта?
- Я использовала элементы оформления юрты, вот здесь светильники...
- Не пойдет.
- Почему?
- Если кумыс-хана - то должна быть юрта, а не ее элементы!
- Но ведь мы уже не живем в юртах, ездим в автомобилях, носим джинсы, космос осваиваем, персональные компьютеры и все такое.
- Ну и что? Если кумыс-хана - то должна быть юрта. Это наши корни, традиции, понимаешь!
В этом же году (1994) мы делали плакат, я выбрала политическую тему о событиях 1986 года. Из десяти рук, вытянутых к центру плаката, образовалась звезда, только кисти рук (наложенные друг на друга и образующие внутренние углы) были прибиты гвоздями для прочности соединения, а в центре дата событий. По рукам струилась кровь, и все было предельно ясно - и тема жертвенности, и тема насилия, и лжи. Преподаватель битый час говорил со мной о том, какая это никчемная работа и что в ней нет основной идеи. Наверное, он все еще боялся или очень любил советский союз. К выставлению мой плакат допустили, но поставили четыре балла с минусом за неясно выраженную идею.
А перед защитой диплома я вообще чуть не бросила институт. Тема диплома «календарь на стихи Омара Хайяма», техника исполнения - процарапывание на воске, прокрытом черной тушью и сверху еще и цветная гуашь. Такая техника не предполагает типичных миниатюрных тонкостей. На предзащите диплома мои иллюстрации все вертели в руках, наверное, не понимая, что это такое. Преподаватель истории искусств - мой будущий рецензент поднесла к самому носу листы, стала нервно хихикать (это ее манера разговаривать) и спрашивать: А это сам Омар, да? А это его подружка, да? Терпение лопнуло, я бросила эскизы, сказала, что мне их диплом не нужен и ушла. Спасибо моему руководителю дипломной работы Бахретдиновой Гуле за то, что у нее хватило терпения уговорить меня вернуться, а ведь могла остаться без бумажки. На самой защите меня хотели поставить первой, потому что работа получилась красивой и необычной. Потом решили поставить последней, потому что работа была слишком нестандартной, - а вдруг комиссия рассердится и тогда достанется всей группе. Когда дошла очередь до меня, и я выставила все двенадцать листов - комиссия замолчала. Я рассказала, все, что думала о поэзии Хайяма и почему так решила проиллюстрировать его стихи. После меня выступила рецензент и на мое удивление рассказала про мое чутье и знание истории искусств. И тут началось. Половина преподавателей говорили, - Какой ужас! Какое кощунство, ведь это Омар Хайям! Где птички, где цветы и девушки?! Я думала - ну, все, прощай молодость! Половина говорила, что работа хорошая, что-то про новаторство и что-то еще про чувство формы и цвета. Они долго спорили в зале, потом за закрытыми дверями. Моя душа уходила в пятки, хорошо кто-то догадался принести бутылку коньяка. В результате победила вторая половина - мне поставили «отлично с похвалой» и назвали работу одной из самых творческих на всем потоке. После объявления оценок преподаватель Влад Васильев предложил издать мой календарь и назвал сумму моего гонорара, но новый ректор, из управленцев быстро опомнился и заявил, что все работы выпускников сделаны в институте и, соответственно являются собственностью института и если кто-то желает купить работу, то говорить будет с ним лично. Сделка не состоялась, работу забрали, а я была счастлива. Это была не просто пятерка, это была победа! Все преподаватели, даже те, кто меня настойчиво терроризировал пять лет, - подходили, поздравляли с защитой и говорили: вот видишь, не зря мы с тобой мучились!
С нами c 2006-09-10
Макуша, я все еще похожа на неуклюжего подростка? )))
Булка! просто аргументов не было, вот и говорил все что думал. А думал он именно как зав.хоз. - лишь бы здание оставалось целым и невредимым - материальная ответственность все-таки, это тебе не фунт изюма. А тут студенты какие-то...он нас воспринимал как тараканов, от которых только вред - везде бумага валяется, все стены вымазаны красками. Мы учились рисовать, а для это было именно "засиранием" подотчетного объекта ))))
И все равно было хорошо.
С нами c 2007-01-06
nadeyus ya tebya ne obidela, aela ;-)
С нами c 2006-12-08
В институте были ужасные аудитории (всегда грязные, обшарпанные, никогда не ремонтированная мебель и пр.). Мы с Джемом (Сергей Нескромный) работали в мастерских летом, когда были каникулы. Нам проректор м-м-м (забыл как его фамилия, черный такой, страшный) запрещал работать. Даже опечатывал мастерскую, а мы все равно пробирались через окна и спокойно работали за запечатанными дверями. Однажды, он нас поймал и разорался: "Вас здесь не должно быть!"
Я нагло парировал, что в Союзе (это было советское время) людей не могут заставить работать, а у нас в институте людям работать не дают... На что Проректор заорал: "Убирайтесь отсюда, а то ходите тут срёте!!!!"
Меня сразил его аргумент ;))))))))))) Я согласен, что туалеты в нашем институте были засраны, но как мы, два маленьких студента могли засрать все туалеты (включая женские), долго думал над его аргументацией и мне до сих пор не дает покоя, почему у нашего проректора по научной и учебной части не нашлось других аргументов для запрета?
Мы все равно работали и уже не скрывались, и не прятались, даже здоровались с нашим замечательным проректором...
С нами c 2006-09-10
Ха! Вот Аэла меня еще никто не называл )))) называли Эл, Эля, Айка, Аля, Алевтина, один раз даже Алена )))) , но тут я не выдержала. Когда я была неуклюжим подростком, дизайнеры из группы ВИВАТ травмировали меня как могли, называли Аэлита Гиперболоидовна и предлагали выйти замуж за художника Каметова, чтобы фамилия была созвучна имени. В общем, натерпелась )))))
Да, Макуша, мило читать и мило вспоминать. Спасибо. Училась в Алма-Ате, когда поступала это был АГТХИ и находился возле кафе Ак Ку, на Панфилова и Калинина, а когда заканчивала государственная академия художеств и нахолась она на улице Каблукова, рядом с дуркой и заведением для "благородных девиц". Наверное, до сих пор там находится.
С нами c 2007-01-06
aela,
milo bylo pochitat, spasibo, interesno! ty v almate uchilas?
saghyndym almatymdy :-)
С нами c 2006-09-10
была...лет 12 назад )))
С нами c 2006-09-15
вот ты какая, девушка Аэлита....
С нами c 2006-09-10
Может быть им так комфортнее? твоей маме не казалось, что ты живешь не так - все время торчишь в мастерской, перед выставлением вообще там ночуешь...
жизнь вообще интересная штука, при чем чем дальше, тем интереснее.
С нами c 2006-12-08
Институт... жаль, что наши дети учаться в Академиях, сейчас они там сами по себе, группы отрешенных и отвергающих дружбу, незнающие радости от найденной колбасы в кармане у друга. Может мы жили впроголодь, но мы жили в то время и живем сейчас. А это очень много, очень много спрессовалось в эти 15 - 25 лет.
Но мне нравится жить!
С нами c 2006-09-10
В институте было клево, особенно пока вы не ушли ))) но я себя не любила в институте. И вообще не хотела бы возвращаться в юность, мне сейчас очень хорошо.
С нами c 2006-12-08
Институт! Это целый кусман жизни! В институте я учился учиться, учился жить, учился дышать и думать, а еще я в институте полюбил самого себя. Только наверное незаметно, и хорошо.
С нами c 2007-01-10
увы проза жизни
С нами c 2006-09-10
ну, да - учимся социализироваться еще в детских садиках
С нами c 2007-01-10
на то оно и детство что бы учиться убегать от прессинга
С нами c 2006-09-10
в детстве было не так уж плохо, если исключить прессинг со стороны учителей то в школе, то в институте.
С нами c 2007-01-10
Очень похоже на плач о прошедшем детстве