20 лет спустя


Дмитрий Бавильский — известный российский критик и писатель, кандидат филологических наук. Автор двух книг стихов, пяти романов, рассказов, множества критических статей. Член Академии российской современной словесности. Куратор Интернет-проекта «Библиотечка Эгоиста».

Дмитрий, я знаю, вы недавно были в Казахстане.
В Казахстан меня пригласил фонд Мусагет, издающий журнал «Аполлинарий» и книги, приглашающий литераторов на семинары. Мастер-классы для начинающих в «Мусагете» идут, если я не ошибаюсь, едва ли не круглый год. По выходным в доме на проспекте Абая собирается творческая молодежь, ну и учится мастерству. Со всеми молодежно-творческими прибамбасами — обсуждением рукописей, распитием чая, спорами и дружбами. Раз или два раза в год объявляется конкурс для всех молодых русскоязычных литераторов Казахстана. В финал выходит десять человек, которым оплачивают проживание и дорогу для семинара с участием московских (или даже заморских) гостей. До меня в этой роли побывали такие известные критики как Сергей Чупринин и Андрей Немзер, Дмитрий Кузьмин сан-франциская авангардистка Маргарита Меклина. Вот и на этот раз в течении четырех дней я проводил семинар под названием «Актуальные стратегии нарративной прозы», что в переводе на нормальный человеческий язык означает обсуждение сюжетостроения. В первый день мы обсуждали общую литературную ситуацию, литературные премии и толстые журналы, издательства и агенства. Во второй разбирали конкретные сюжетные схемы. Третий и четвертый день я посвятил литературной критике.

Это ваша первая поездка в Казахстан?
В первый раз я попал в Алма-Ату двадцать лет назад. Самое смешное, что единственное, что запомнилось из этой поездки — огромная ретроспектива Ильи Глазунова, на которую мы пошли с друзьями ради прикола. Помню большую очередь в музей изящных искусств… Именно этой разнице, между тогдашним и нынешним своим впечатлением от Казахстана я посвятил свою новую повесть «Невозможность путешествий», написанную в дни пребывания на гостеприимной казахстанской земле.

В России вы известный критик, «ратующий за «правильную искренность» в искусстве». Как вы думаете, есть ли в современном искусстве Казахстана, та самая «правильная искренность»?
Современное искусство Казахстана, как и искусство любой другой метрополии, растет между двух мощных устремлений. С одной стороны, людям важна оригинальность и некоторая аутентичность, но, с другой, есть стремление соответствовать актуальным тенденциям и трендам. Поскольку все уже было изобретено и показано, то можно успокоиться и творить какое-то самобытное казахстанское искусство, без оглядки на культурные центры. Для себя и для своих единомышленников. Для насыщения культурной среды.
У меня не было много времени на детальное ознакомление с художественной ситуацией в стране, однако, из разговоров художников, группирующихся вокруг «Мусагета», я узнал, что талант и трудолюбие вполне способны помочь сделать вменяемую и достойную арт-карьеру для любого художника, независимо от того, где он проживает. Мне, например, понравились работы Ержана Ашимова и Асоль Биляловой. Я застал в Алма-Ате вполне плотную культурную атмосферу. Работают галереи, их немного и они разные, но, тем не менее, можно найти что-то интересное. Скажем, мои алма-атинские друзья обратили внимание на работы Сакена Бектиярова и Жаныбека Бердыкеева, Светланы Терещенко. Параллельно моему семинару работал театральный фестиваль «Артишок», посвященный «новой драме», на котором выступал мой коллега по газете «Взгляд», театральный обозреватель Павел Руднев. Так что какая-то работа, какая-то жизнь происходит…

В Москве наиболее известны художники Канат Ибрагимов и Ербол Мельдибеков.
Я видел их работы и мне показалось, что это очень интересное и своеобразное искусство, сопрягающее новейшие тенденции с особенностями восточной жизни и мусульманского мироощущения. И Ибрагимов и Мельдибеков точно влились в ряды интернационального искусства и у них есть все возможности, чтобы стать полноценными интернациональными звездами. Да они, по сути, таковыми и являются.

Спасибо!
«Невозможность путешествия» Дмитрия Бавильского читать здесь.