Укус ангела


Друзья, довольно этих звуков! Проект «Наша марка», осуществляемый Павлом Крусановым сотоварищи, возможно интереснее, чем, собственно, его роман — Павел Крусанов «Укус ангела» (СПБ, Амфора, 2001).

Интереснее потому, что в проекте участвуют литераторы, «пишущие современную литературу». Роман же не столько интересен, сколько показателен для сегодняшней русской ситуации, его герои явно произошли от внебрачных связей героинь Павича и героев Акунина. А в целом подтверждает ретро-нацеленность российских писателей на некий мифический девятнадцатый век, с которым каждый из них делает все, что ему угодно. Нет, правда, тут тебе и Акунин и Юзефович, — опять же, даже у Сорокина каннибализм перемежается девятнадцатым веком. Про Крусанова же это я только так сказал о Павиче и Акунине, а по роману главный герой зачат в ночь любви раненным русским офицером и девочкой-хунхузкой, причем, поскольку офицер ранен в брюшную полость, то он этой ночи не переживает — швы расходятся. Это самое начало — можете вообразить, что у этих двоих могло родиться.

Чего так нравится русским писателям все замешивать на крови, я не знаю, но деспот, сатрап и боец получается отменный, по которому, видимо, так давно русское сознание тоскует — просто свершение народных чаяний. А что, Россия у современных писателей — страна азиатская и даже дико азиатская, вполне варварская, с вкраплениями тургеневских девушек, китайщины и суперсовременного оружия и все- все — в девятнадцатом веке, как он бедный только выдерживает? Так что деспоты вполне на месте.

С евразийским же началом, все в порядке со времен «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова, снятого тоже, кажется, где-то в году 1896, или, виноват, — в 1899. Вот с тех пор в русском искусстве с евразийством все хорошо и оно смело шагает прямо из 1913 года в 2001. К чему, право, возиться с промежутком, с этим самым промежутком греха не оберешься — как его трактовать — черт его знает, там все как -то уже сложнее, в том числе и с геополитическими векторами — столько развелось, а с началом века все просто, как бы…

Да и читателю, безусловно, нравиться — так что кусать исторические коллизии зубами восковых ангелов, с елочки в господском доме, можно еще долго. Хотя некоторым уже надоело.