Казахские поверья (400-449)

400. В какой бы дом вы не входили и независимо от того, есть в нем люди или нет, - нужно входить с приветствием.
Потому как вполне возможно, что в это самое время на торе восседает святой пророк Хизр. Ублаженный вашим почтением, он одаривает и вас, и этот дом счастьем, здоровьем и безбедным существованием.

401. Когда лошадь предстоит отправить в далекую местность, из ее прежнего стойла захватывают немного кизяка - с тем, чтобы на новом месте мелкими щепотками подсыпать в корм. Считается, что через этот прием животное быстрее осваивается в новых условиях и не убегает в тоске по привычному месту.

402. Известно, что человеку, переехавшему со своей родины, бывает нелегко адаптироваться на новом местожительстве. Во избежание трудностей акклиматизации человек берет со своей родины горсть земли, а на новом месте - добавляет в свою купальную и питьевую воду. И таким образом быстрее привыкает к чужбине.

403. Одна из рекомендаций для женщины, страдающей бесплодием и нарушением менструального цикла, это поменять местожительство и попить воду чужбины: возможно, она забеременеет и родит ребенка.

404. Если, выйдя замуж, женщина в течение нескольких лет не может забеременеть, то она берет в постель ребенка из родственников по материнской линии. Это средство, чтобы скорее зачать и понести.

405. Собаки обычно не лают, когда молодой чабан появляется в ауле родственников жены, ведя рядом и придерживая за шею барашка. На счет этой приметы существует песенка, где есть такие слова: «Стосковались глаза по нежной по шее девичьей, стосковалась ладонь по пушистой по шее овечьей».

406.Покидая отчий дом, молодая невеста обычно отдает свой повседневный девичий головной убор сестренке или подруге: эстафета передается с благим пожеланием, чтобы те не засиделись в девках и чтобы их поскорее постигла эта приятная участь.

407. Прогноз погоды по собаке: если линяет со спины - быть зиме теплой, если с боков - быть зиме долгой.

408. Недобрая примета, если собака лает лежа: будет много смертей и несчастных случаев, дороги станут опасны и правителя страны оседлает нечистая. Заметив подобное поведение собаки, спешат колоть жертвенную овцу и испрашивать милости и снисхождения Аллаха.

409. Если мальчик, играя, напяливает на себя два тымака один на другой, о таком считают, что будет женат дважды.

410.Если перед дальним походом дорогу переползает змея, ее должно преследовать и непременно убить. Если же гаду удается ускользнуть живым, человек вонзает иголку в свой палец и выступившей кровью спрыскивает обочину дороги. Это - его жертвоприношение. Слизнув эту кровь, змея отказывается от своих зловредных помыслов.

411. Собираясь в дальнюю дорогу и садясь на коня, путешественник наблюдает за животным: если конь в это время тяжело вздохнул или заржал - от выступления в этот день отказываются, а лошадь распрягают и оставляют пастись. Потом берут другого коня.

412. Если грива коня запала вправо - к добру: всадник на счастливом пути.

413. Конь топчет и взрыхляет копытом землю - предвкушает добрую дорогу. Значит, выпадает дальнее путешествие. Конь предвкушает земной простор - это хорошо.

414.У казахов немало примет и поверий, связанных с рождением ребенка. В честь новорожденного кто-нибудь обязательно посвящает и дарит ему «басре» - жеребенка на вырост. Также как и малыша, такого жеребенка-гаранта растят и обихаживают в ласке, не режут на мясо, никому не отдают и ни за что не продают. Считается, что это кровная, неотторжимая доля и небесный дар, ниспосланные ребенку, как только он открыл двери этого мира. Если, не дай бог, «басре» утеряют или отдадут на другие цели, - тот ребенок во взрослой жизни станет неудачником и жизнь провлачит в бедности.

415. Если к весне раньше появится мухоловка - послезимье будет коротким. Если гусь-гуменник - весна войдет в права нескоро.

416. Не дозволяется, чтобы дети подъедали пищу, оставшуюся в посудах после гостей - чтобы они не выросли врунами и сплетниками и чтобы болезни не липли к ним.

417. В казахском этикете мужа и жену не принято рассаживать порознь, ибо известно, что между супругами сидит только бесноватый.

418. Ни лошадь, ни прочий скот, ни человека не бьют прутиком из чингиля. Чингиль - колючий кустарник, от прикосновения которого заболевает человек и животное.

419. Первый весенний дождь казахи приветствуют как «Сияние Аллаха» и, сняв головные уборы, подставляют ему свои головы - из веры, что теперь все лето не будет болеть голова и с дождем на голову насыплется счастья.

420. Если муж новобрачной куда-то уехал и ей приходится поменять спальное место, она не оставляет на произвол судьбы свое брачное ложе: на эту ночь кладет под подушку предметы вроде топора или ножа - чтобы на пустой постели не затевали игрища джинны и шайтаны.

421.Несколько древних и полных тайной мудрости строгих правил связано с местами захоронения. Сотворив могилу однажды, ее землю в дальнейшем никогда не перелопачивают, не украшают и вообще стараются не нарушать ее покоя. Предпочтительно, если могила пребывает в природном естестве и на ней растут травы. Если есть необходимость почтить память покоящегося здесь, позволительно поднять горсть земли и бросить на могильный холмик. Могилы посещают по прямой, никогда не обходя их полным кругом

422. Всаднику не пристало вскачь проезжать мимо могилы. Наоборот, он движется сбавив ход, читая молитвы и поклоняясь духам умерших. Вынув правую ногу из стремени, он приговаривает: «Киямет близок, киямет близок...» (киямет (коранич.) - мифический тонкий как волос мост, по которому грешники проходят после смерти; здесь выражение передает значение бренности бытия). Иначе потревоженные духи умерших могут поразить своим заклятием.

423. Казахские старики обычно зорки в наблюдении над тем, как беременные женщины ставят ногу при ходьбе, ибо за этим лежит поверье: если перешагивает порог правой ногой - будет мальчик, если левой - девочка.

424. Отправляясь на сватовство либо в другую ответственную дорогу, казахи стараются не вьючить верблюда-недоросля: коротышка не принесет удачи, а наоборот навлечет беду и срам.

425. У казахов не принято, чтобы мужчины притрагивались к єалжа - мясу скотины, специально забитой для разрешившейся от бремени женщины. Из-за нарушения такого запрета у женщины может произойти выпадение волос, а рожать она впредь будет только девочек.

426.Вывешенное днем на просушку белье к вечеру надлежит непременно собрать. Кроме того, что оно может промокнуть от дождя и загрязниться от пыльной бури, оставленное на ночь, оно может лишиться своего прямого предназначения - служить покровом хозяину.

427. Перед дальней дорогой казах испытывает и загадывает свою удачу, прося маленького ребенка приподнять ножку. Если ребенок поднял правую - человек радуется хорошей примете, если левую - разочаровывается и воздерживается от выступления в тот день.

428. У казахов не принято разбрасывать огонь, собирать и выносить горящие угли. Это чревато не только пожарами и повреждением органов зрения и дыхания, но и помутнением рассудка.

429. Казахи не разоряют гнезд и не разбивают яиц воробьев и прочих диких птиц. Птицы проклинают за это, а лицо преступника становится крапчатым. Вот как, например, проклинает воробей:
Я воробей. Невелик, невысок.
Мяса во мне - весом с тонкий листок.
Кто разорил мне гнездо? Ты заплатишь,
Мать и отца потеряв, ты заплачешь.
Жалким и нищим став сиротой,
Вспомнишь не раз ты о шалости той!..

430. Казахи приветствуют луну, когда в ночь полнолуния она восходит над землей большим ровным диском. Глядя на светило, загадывают желания и проводят ладонями по лицу. «Пусть настроение будет ярким, а слова полновесными, как эта луна», - подразумевают при этом.

431. У казахов считается зазорным выпускать из себя зловонные ветерки за столом и вообще в пределах жилища. Негоже харкать и плеваться. Счастье несовместимо с подобными проделками, убегают из дома также и аппетит с тонусом.

432. У казахов считается неприличным на виду у остальных шнуровать и завязывать брюки, равно как и делать это на ходу. Это показатель невоспитанности и неуважения к себе и окружающим.

433. Также не очень приличное зрелище - разуваться на виду у людей. Что же до женщин, то они обычно скрываются для данной процедуры за ширмой или в укромной комнате.

434. Пришедшего к вам в дом врага или недоброжелателя привечайте как кума по принципу: «Раз уж предстал перед тобой (в силу непреодолимых обстоятельств), прости ему все, даже если это твоя кровная месть». Помните и другой принцип: «Бившего вас камнем - бейте свои угощением (т. е. будьте добрее, великодушнее и дипломатичнее, ибо все конфликты и недоразумения можно разрешить мирным путем)».

435. Когда истощенный неизлечимым недугом человек оказывается на смертном одре, по его поручению близкие и родственники собираются на совет. Окружающие и отбывающий в мир иной просят друг у друга прощения и спешат прийти к взаимопониманию по всем вопросам. Если у умирающего имеются долги, он прилюдно поручает их оплатить. Становясь душеприказчиками, потомки и наследники воспринимают эти оставшиеся дела как завещание. Какое бы пожелание не высказал умирающий, остающиеся жить обязаны неукоснительно исполнить его последнюю волю.

436. Рядом с умирающим находятся близкие люди и аксакалы, которые молятся, провожая человека в мир иной. Умершему закрывают глаза. Прикрывают лицо. Помещают тело покойного в комнату по правую сторону дома. Укладывают на спину головой на север, лицом к хубыле (т. е. по направлению к Каабе - мусульманской святыне). Сняв с него всю одежду, укрывают тело белой материей. В случае нарушения такого порядка душа покойного не будет довольна.

437. Человека, созывающего на панихиду, независимо от того, конный он или пеший, в дом не пускают. Все разговоры происходят во дворе дома или перед дверью. Если его вдруг одолела жажда, воду или напиток ему выносят за дверь. Происходит так потому, что в случае проникновения черного вестника опрометчивый дом может стать следующим адресом смерти.

438. Дождь среди зимы - жди землетрясения. Это выбирается наружу живущий под землей дракон, гласит поверье.

439. Слепой дождь весной или летом - хорошая примета. Считается, что это пролилась на землю Божья благодать: теперь умилостивится мать-земля и урожай будет щедрым.

440. Слепой дождь весной или летом - хорошая примета. Считается, что это пролилась на землю Божья благодать: теперь умилостивится мать-земля и урожай будет щедрым.

441.Повод для опасения, если осенью деревья сбрасывают листву зеленой: в этот год молодежь ожидает кровавая бойня.

442. Почему не принято просить взаймы ночью? Ночь - время темное, рискованное. Просит взаймы ночью - все равно что просить у человека его душу.

443. Если храпящему во сне человеку пригрозить ножом - храп прекращается. Значит, черти и ведьмы, душащие спящего, боятся ножа.

444. Если не хотите накликать беду и дьявольщину, не делайте в шутку или всерьез следующих вещей: не выдергивайте волос с головы или из бороды, не оттягивайте уши, не выпучивайте глаза.

445. Надевая обнову, всегда произносят «Бисмилля». Если, не сделав этого, сложить или повесить принесенную с базара одежду, ночью в примерку и красование пустятся шайтаны. Прикинутая же шайтаном одежда пропадает для человека.

446.Верблюжатам и жеребятам-подросткам надевают колокольчики - чтобы их не съели волки, чтобы не потерялись, чтобы их не сглазили.

447. Если вы за глаза покритиковали кого-то, но вскоре вам пришлось посетить дом этого человека, то к угощению притрагивайтесь не иначе, как совершив троекратное полоскание рта и поминовение Всевышнего. Не то съеденная вами пища окажется плевой.

448. Если ночь застала всадников в дикой местности и они все-таки решают устроить ночлег, коням своим они удлиняют ремни так, чтобы стремена волочились по земле. Волк не тронет таких лошадей, потому как есть за ним вековечная клятва - не перешагивать пестрой веревки.

449. Охотники, готовясь к ночлегу, проводят по земле черту вокруг себя. Считается, что хищники, нетопыри и прочая бестолочь не смеет зайти внутрь круга.